Возможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мнением определяются, прежде всего, уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.
Существенными препятствиями для манипулирования является собственный опыт людей, а также не контролируемые властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые и друзья, интеракционные группы, складывающиеся в процессе производственной и иной деятельности и т.д. Однако политическое манипулирование, особенно при монополии его инициаторов на СМИ, экономическую и политическую власть, способно обходить эти барьеры, поскольку верификационные возможности индивидуального и группового опыта применительно к политике ограничены и допускают различные интерпретации.
Так, например, провал экономической политики правительства можно объяснять по-разному: его некомпетентностью или коррумпированностью, тяжелым наследием прошлого режима, неизбежностью трудностей в период реформирования, происками оппозиции или враждебных государств и т.п. Наиболее слабы у населения защитные механизмы против манипулирования в области новой проблематики, по отношению к которой у него еще не сложилось мнение.
Другие статьи:
Институциональный
и системный подход к описанию политической системы общества. Структура
политической системы общества
Первую модель социальной системы предложил американский социолог Т. Парсонс. Системность обществу придают различные виды взаимодействий людей. Так же общество состоит из подсистем, каждая из которых имеет свое предназначение. Социальная с ...
Этические определения
Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов челов ...
Компромат в политической среде современного российского общества:
применение и противодействие
Предвыборная борьба – это прежде всего определение альтернативного варианта стратегии по отношению к конкурентам с целью достижения наилучшего результата по итогам выборов. Выброс компромата является одной из возможных практик выигрышного ...