Политологи отмечают, что в середине XX в. произошло коренное изменение представлений о роли человека в политическом мире. Появилась необходимость выйти за рамки чисто нормативного описания политики. На более высокий уровень поднялось осмысление действительности. Появились новые политологические категории: политическое сознание, политическое поведение, политическая культура, политическая социализация.
Понятие политического сознания можно сформулировать, исходя из трактовки сознания как такового, данного в свое время В.И. Лениным: это субъективное отражение объективной действительности. Соответственно политическое сознание – это отражение социально-политического бытия и один из компонентов политического процесса.
Различают следующие основные уровни политического сознания: индивида, группы, общества в целом.
С понятием политического сознания тесно взаимосвязано понятие политической культуры как системы исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъекта политического процесса. Она расценивается как способ деятельности людей на основе определенных ценностей, убеждений, представлений.
Структура политической культуры достаточно сложна. Основные уровни:
а) мировоззренческий (когда человек соизмеряет представления о политике со своей индивидуальной картиной мировосприятия);
б) гражданский (на котором индивид вырабатывает понимание своего политического статуса);
в) собственно политический (это уже собственное отношение личности к конкретному политическому пространству и протекающему в нем политическому процессу).
Эти особенности ценностных ориентиров вытекают из принадлежности людей к тем или иным конкретным социальным, территориальным, демографическим группам. Совокупность ценностных установок социальных групп формирует политическую культуру общества в целом, причем она являет собой своего рода конгломерат образований.
Назначение политической культуры состоит в следующем.
Во-первых, политическая культура способствует воспроизводству традиционных форм политической жизни. (Белорусские политологи справедливо отмечают, что такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима). В качестве примера может служить ориентация нашего общества на персонифицированную власть. Возможно, во многом в связи с этим в постсоветских государствах не прижились парламентские республики.
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. (Самый простой тому пример – новая традиция альтернативных выборов).
В-третьих, политическая культура комбинирует элементы прежнего и современного политического устройства. (На примере Беларуси в данном смысле можно говорить о развитии гражданских свобод с сохранением основных социальных гарантий).
Основные функции политической культуры:
– идентификации (помогает личности понять свою групповую принадлежность и избрать для себя приемлемые способы участия в политической и общественной жизни (например, студенты на вопрос об их политической самоиндетификации относят себя к избирателям);
– ориентации (способствует пониманию человеком происходящих событий и собственных возможностей в конкретной политической системе);
– адаптации – политическая культура помогает людям приспосабливаться к изменяющейся социальной среде. Так, функция адаптации приобрела особую роль в условиях постсоветской системной трансформации;
– социализации – адаптируясь к конкретным социально-политическим условиям, человек одновременно реализует в них себя, стремясь усовершенствовать и обогатить действительность;
– интеграции – это обретение способности взаимотерпимости и сосуществования различных социальных групп в рамках одной политической системы, что обеспечивает целостность и единство государства;
– коммуникации – взаимодействие социальных и государственных институтов, общества в целом и конкретных граждан на базе общепринятых средств общения.
В различных исторических условиях (чаще всего в нестабильных) некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое существование, другие функции, напротив, – усиливаться. Например, в стабильных условиях развития усиливаются функции коммуникации и интеграции, в переходных – функции ориентации, адаптации, социализации и т.д.
Уровни политической культуры: знания, чувства, оценки.
Другие статьи:
Виды социальной стратификации
Стратифицированное ранжирование (градация) групп может производиться по разным основаниям (ресурсам), каждый из которых имеет неодинаковую политическую значимость. В науке сложились разнообразные способы определения социальных различий ме ...
Отличительные черты
Стремясь нередко отгородиться в обстановке неблагоприятного для фашизма соотношения сил от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого, неофашисты выявляют на практике тем не менее свою идейно-политическую связь с формами фашизм ...
Политическое противоборство и состав кандидатов
Президентские выборы 2009 года можно считать важным событием для панамцев. Во-первых, это лишь третьи по счету президентские выборы, после перехода страны от диктаторского режима к демократии. Во-вторых, в стране наблюдается экономический ...