Исходной категорией политической теории является категория "политика". Политика представляет собой сложное системное образование, чрезвычайно богатое определениями, характеристиками. Это понятие, конечно же, органично связано с деятельностью государства, определяет средства, гарантирующие реализацию политических целей. Без преувеличения можно сказать, что эта категория в течение всей истории цивилизации постоянно развивалась, наполняясь новым содержанием. Платон называл политику царским искусством, Аристотель — искусством и связывал ее с практикой политической жизни различных городов-государств (полисов) Древней Греции. Среди других наук и искусств, считал Аристотель, политике принадлежит особое место, поскольку она имеет высшую цель — дать гражданам определенные качества и сделать их людьми, которые бы умели достойно и справедливо сосуществовать, а также взаимодействовать в едином государстве. Один из первооткрывателей основ политологии итальянец Николло Маккиавелли определял политику как науку, которая объясняет прошлое, руководит настоящим и может прогнозировать будущее. В конце XIX столетия английский ученый Э. Фримен формулирует тезис, который стал хрестоматийным: история — это политика в прошлом, политика — история в настоящем. Исходя из исторических знаний о политике, наряду с ее традиционным определением как искусства возможного, политика — это искусство управления государством, т. е. соответствующее средство осуществления целей государства как внутри, так и вне его территории; организация общества, которое находится под определенной властью, прежде всего государственной. Наконец, политика связана с формированием власти и ее объемов. Заметим при этом, что политика не ограничивается исключительно контекстом власти: в основе политики лежат индивидуальные, групповые, общественные интересы.
Категория "политическая система общества". Это понятие введено сравнительно недавно — на том этапе развития общества, когда наряду с государственными институциями начали действовать политические партии, общественные объединения движения. В определении политических систем различают социологическую и правовую концепцию.
Социологическая концепция определяет политическую систему как динамичный механизм, который превращает импульсы, идущие от окружения и от самих политических структур, в политические решения, формирующие, политическое поведение и другие гражданские позиции. Исходя из схемы функционирования общей системы (ввод, конверсия, вывод) сторонники этой концепции утверждают, что политическая система имеет ввод, куда поступают импульсы — требования (выплата зарплаты) и поддержка (оплата налогов), и вывод, откуда исходят политические решения, при помощи которых распределяются ценности, а также осуществляются политические действия. Сама политическая система напоминает своеобразный черный ящик, деятельность (конверсия) которого скрыта от окружающей среды. Политическую систему иногда сравнивают с вычислительной машиной, а ее решения — с компьютерными операциями. Характер и содержание этой деятельности можно определить как по сигналам, поступающим на ввод системы, так и по решениям и действиям, которые она принимает в соответствии с этими сигналами.
Жизнеспособность политической системы значительно зависит от ее реагирования на обратную связь. Реакция политической системы на требования, поступающие от населения, зависит от ее характера. Тоталитарная система подавляет эти требования, авторитарная — учитывает частично, а демократическая — стремится учесть полностью. Если власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только собственным нуждам и идеям, то ее решения и действия никогда не получат поддержки.
Социологическая концепция выделяет два базовых набора функций политической системы — функции ввода и функции вывода. Если первые осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, то вторые - прерогатива властных структур.
К функциям "ввода" относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политической жизни; оповещение (артикуляция) об интересах различных групп населения' агрегация интересов, т. е. превращение требований в альтернативы государственной политики; политическая коммуникация — процесс передачи информации и формирование убеждений, что способствует налаживанию доверительных взаимоотношений между гражданами и правительством.
К функциям "вывода" относятся: создание норм-законов, определяющих поведение граждан в обществе. Процесс нормотворчества включает несколько этапов: определение политики и выбор общей цели; подготовка решений и конкретных правил для достижения целей; применение выработанных норм-законов; контроль за соблюдением норм-законов. Эту функцию осуществляют преимущественно судебная, иногда законодательная и исполнительная ветви власти.
Другие статьи:
Разновидности тоталитаризма
Наряду с общностью основополагающих институциональных черт тоталитарные политические системы имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющ ...
Политические партии и общественные движения как объект социологии политики.
Организационное устройство политических партий
Партии относятся к институтам опосредования – они формируются и зарождаются в социальной среде и ориентированы на оказании влияния.
Партии были – объединения для поддержки определенной политической фигуры (до 17 в.)
Вебер:
Партии – как ...
Языковые нелегитимные политические технологии
Гудин считает, что особую роль в политике манипулирования играют особенности языка, поскольку язык не является нейтральным средством, одинаково пригодным для передачи любого сообщения. По Гудину предпосылкой манипулирования поведением люд ...