Итак, мы рассмотрели нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, её роль в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, — уже жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.
Разумеется, в той или иной форме манипуляция сознанием существовала и существует практически в любой форме общественного устройства любой эпохи.
Исследование механизмов и масштабов политических манипуляций позволяет сказать со всей определённостью: манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные (неэффективные) выступления.
Средства ПМ неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой — это диктуется бурным научно-техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием.
[1] Крамник В.В. Социально-политический механизм политической власти. М., 2006. С. 41.
[2] Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. – М., 2005. – С. 28.
[3] Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. – М., 2001. – С. 110.
[4] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 219.
[5] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 97.
[6] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 95.
[7] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 93.
[8] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. – М., 1999. – С. 129.
[9] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 101.
[10] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 135.
[11] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. – М., 1999. – С. 137.
[12] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 110.
[13] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 140.
[14] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 145.
[15] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 116.
[16] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 147.
[17] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 118.
[18] Нежданов (Альчиков) Д.В. Политический маркетинг в России: вчера, сегодня, завтра. – Екатеринбург, 2002. – С. 162.
Другие статьи:
Структура политической власти.
Вероятно, в политической теории нет более сложного и запутанного вопроса, чем выяснение структуры властных отношений. Как уже отмечалось, под понятием «власть» скрываются десятки различных смысловых оттенков, отражающих самые разные аспек ...
Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками
Понятие «политология» произошло от двух греческих слов - politike (государственные дела) и logos (учение). Политическая наука как самостоятельная отрасль знаний возникает на рубеже Средневековья и Нового времени, когда мыслители начали ра ...
Типология социально-политических реформ. Особенность социально - политических
реформ в странах транзитного типа
Политическая реформа – целенаправленный процесс эволюционного изменения политической системы в целом или отдельных ее элементов.
Соц.-пол. реформа -
Виды пол. реформ:
- реформа государственного управления (реформа органов гос власти - ...