Итак, мы рассмотрели нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, её роль в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, — уже жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.

Разумеется, в той или иной форме манипуляция сознанием существовала и существует практически в любой форме общественного устройства любой эпохи.

Исследование механизмов и масштабов политических манипуляций позволяет сказать со всей определённостью: манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные (неэффективные) выступления.

Средства ПМ неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой — это диктуется бурным научно-техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием.

[1] Крамник В.В. Социально-политический механизм политической власти. М., 2006. С. 41.

[2] Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. – М., 2005. – С. 28.

[3] Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. – М., 2001. – С. 110.

[4] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 219.

[5] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 97.

[6] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 95.

[7] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 93.

[8] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. – М., 1999. – С. 129.

[9] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 101.

[10] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 135.

[11] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. – М., 1999. – С. 137.

[12] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 110.

[13] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 140.

[14] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 145.

[15] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 116.

[16] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 147.

[17] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 118.

[18] Нежданов (Альчиков) Д.В. Политический маркетинг в России: вчера, сегодня, завтра. – Екатеринбург, 2002. – С. 162.


Другие статьи:

Структура политической власти.
Вероятно, в политической теории нет более сложного и запутанного вопроса, чем выяснение структуры властных отношений. Как уже отмечалось, под понятием «власть» скрываются десятки различных смысловых оттенков, отражающих самые разные аспек ...

Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками
Понятие «политология» произошло от двух греческих слов - politike (государственные дела) и logos (учение). Политическая наука как самостоятельная отрасль знаний возникает на рубеже Средневековья и Нового времени, когда мыслители начали ра ...

Типология социально-политических реформ. Особенность социально - политических реформ в странах транзитного типа
Политическая реформа – целенаправленный процесс эволюционного изменения политической системы в целом или отдельных ее элементов. Соц.-пол. реформа - Виды пол. реформ: - реформа государственного управления (реформа органов гос власти - ...