Вопрос 1.
Аристотель первым сформулировал понятие политики. Политика-это цивилизованная форма общности людей, необходимое условие для достижения общего блага.
Н. Макеавелли.
В XVI в. Итальянский философ Н. Макеавелли уточнил понятие политики.
Политика - есть обращение с властью, заданная обязательствами и зависящая от могущества властителя или народа, а так же от текущей ситуации.
Факторы: - текущая ситуация.
-сила народа или властителя.
Содержание политики менялось. Круг субъектов политики расширялся:
-политические партии.
-политические союзы.
-частные лица.
М. Вебер.
Политика - имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по руководству. Ассоциируется с управлением или понятием стратегия (выбор цели и средств их достижения).
На западе:
Частная собственность приводит к образованию гражданского общества (Гегель). Это вызывало к появлению государства (согласование точек зрения и интересов большинства) , и социальные расслоения.
На Востоке:
На востоке образование государства было вызвано экономическими причинами и защитой грани.
Три трактовки политики:
1) Директивный подход
(М. Вебер) – деятельность по управлению.
Политика – деятельность элит и лидеров по руководству и управлению общественными процессами на всех уровнях при помощи институтов государственной власти.
2) Функциональный подход
– сущность политики усматривается в разделении обязанностей и полномочий. Основывается на технологии политической.
Политика – это сфера властных отношений, т. е. отношение по поводу власти, её организации, распределении между различными группами интересов, определение главных направлений деятельности государств (Сторонник Платон).
3) Коммуникативный подход
– акцентируется внимание на интегративной функции политики, т. е. обеспечение целостности общества (средство) и механизм защиты общества (сторонник Аристотель).
Политика – способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов, их согласования в общественных интересах.
Политическая власть –
возможность и способность навязать свою волю другому.
Политическая организация –
совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающие интересы групп.
Политические отношения
– самые разные отношения, возникающие по поводу политики.
Субъекты политики
– индивиды, социальные слои и т. п, участвующие в политических процессах.
Политическое сознание
– склад из политической идеологии и политическая психология.
Политическая культура
– тип отношения политической действительности к политическим явлениям, обнаруженных в поведении.
Функции предмета политологии:
1) Теоретико-познавательная.
2) Мировоззренческая.
3) Прогностическая (прогнозы).
4) Аксеологическая (оценочная).
5) Методологическая.
Вопрос 2. Возникновение и развитие политической науки.
Существует традиции политической мысли:
1) Религиозная традиция
(ценности, социальные нормы).
2) Юридическая традиция
(институты, государство).
3) Политико – социологическая
(не выделяет какого-либо компонента в качестве ведущего.
Религиозная традиция.
Традиция на 1 место выводит ценности. Возникла раньше всех других. Смысл её в том, что государство и политика имеют неземное происхождение, а являются отражением божественного замысла.
А. Павел: «Всякая власть от Бога».
Христианская политическая концепция получила ход у Августина Аврелия (IV век. )
Учение – «О двух градах» (о граде земном и небесном). Град земной – все грехи (в том числе и государство) , а град небесный – истинные христиане (власть церкви первична).
Религиозная традиция продолжения у Ф. Аквинского (XIII). У него есть тезис о сущности власти (всегда одинакова и божественна) , форма власти и использование власти. Если власть неправильна по форме и использование власти, то народ может ей противостоять. У Ф. Аквинского
«Учение о законе». Закон божественный, закон естественный, закон позитивный (обличен правовыми нормами). Они должны совпадать. Говорит конкретно о формах государства (лучшая – монархия, но не абсолютная).
Учение М. Л. Кинга
(реформатор XVI в. ) повторяет в начале учения Аврелия, но выводы другие, т. е. не противопоставляет божество и людей, государство должно заботиться о своих подданных и все должны преуспеть в жизни земной (простые люди) , чем лучше живешь, тем больше шанс попасть в рай. Православная традиция трактует по-другому: главный мир другой, а не благополучие. Надо спасать и очищать свою душу. После XVI в. Религиозная традиция отступает.
Другие статьи:
Правовое социальное государство. Понятие правового
государства
Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать инд ...
Государственно-политический режим современной России
Сегодня совершенно очевидно, что в целом современная Россия может и должна быть отнесена к числу стран с демократическим режимом, несмотря на все имеющиеся здесь трудности, противоречия, непоследовательности и сравнительно частые отступле ...
Конфликтно-консенсусные определения
Антропологические трактовки политики значительно обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. «Политическая теория, — пишет известный французский политолог Морис Дюверже, — колеблется между двумя драматическими проти ...