Политология » История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем » Предмет политологии. Функции политологии

Предмет политологии. Функции политологии
Страница 1

Вопрос 1.

Аристотель первым сформулировал понятие политики. Политика-это цивилизованная форма общности людей, необходимое условие для достижения общего блага.

Н. Макеавелли.

В XVI в. Итальянский философ Н. Макеавелли уточнил понятие политики.

Политика - есть обращение с властью, заданная обязательствами и зависящая от могущества властителя или народа, а так же от текущей ситуации.

Факторы: - текущая ситуация.

-сила народа или властителя.

Содержание политики менялось. Круг субъектов политики расширялся:

-политические партии.

-политические союзы.

-частные лица.

М. Вебер.

Политика - имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по руководству. Ассоциируется с управлением или понятием стратегия (выбор цели и средств их достижения).

На западе:

Частная собственность приводит к образованию гражданского общества (Гегель). Это вызывало к появлению государства (согласование точек зрения и интересов большинства) , и социальные расслоения.

На Востоке:

На востоке образование государства было вызвано экономическими причинами и защитой грани.

Три трактовки политики:

1) Директивный подход

(М. Вебер) – деятельность по управлению.

Политика – деятельность элит и лидеров по руководству и управлению общественными процессами на всех уровнях при помощи институтов государственной власти.

2) Функциональный подход

– сущность политики усматривается в разделении обязанностей и полномочий. Основывается на технологии политической.

Политика – это сфера властных отношений, т. е. отношение по поводу власти, её организации, распределении между различными группами интересов, определение главных направлений деятельности государств (Сторонник Платон).

3) Коммуникативный подход

– акцентируется внимание на интегративной функции политики, т. е. обеспечение целостности общества (средство) и механизм защиты общества (сторонник Аристотель).

Политика – способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов, их согласования в общественных интересах.

Политическая власть –

возможность и способность навязать свою волю другому.

Политическая организация –

совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающие интересы групп.

Политические отношения

– самые разные отношения, возникающие по поводу политики.

Субъекты политики

– индивиды, социальные слои и т. п, участвующие в политических процессах.

Политическое сознание

– склад из политической идеологии и политическая психология.

Политическая культура

– тип отношения политической действительности к политическим явлениям, обнаруженных в поведении.

Функции предмета политологии:

1) Теоретико-познавательная.

2) Мировоззренческая.

3) Прогностическая (прогнозы).

4) Аксеологическая (оценочная).

5) Методологическая.

Вопрос 2. Возникновение и развитие политической науки.

Существует традиции политической мысли:

1) Религиозная традиция

(ценности, социальные нормы).

2) Юридическая традиция

(институты, государство).

3) Политико – социологическая

(не выделяет какого-либо компонента в качестве ведущего.

Религиозная традиция.

Традиция на 1 место выводит ценности. Возникла раньше всех других. Смысл её в том, что государство и политика имеют неземное происхождение, а являются отражением божественного замысла.

А. Павел: «Всякая власть от Бога».

Христианская политическая концепция получила ход у Августина Аврелия (IV век. )

Учение – «О двух градах» (о граде земном и небесном). Град земной – все грехи (в том числе и государство) , а град небесный – истинные христиане (власть церкви первична).

Религиозная традиция продолжения у Ф. Аквинского (XIII). У него есть тезис о сущности власти (всегда одинакова и божественна) , форма власти и использование власти. Если власть неправильна по форме и использование власти, то народ может ей противостоять. У Ф. Аквинского

«Учение о законе». Закон божественный, закон естественный, закон позитивный (обличен правовыми нормами). Они должны совпадать. Говорит конкретно о формах государства (лучшая – монархия, но не абсолютная).

Учение М. Л. Кинга

(реформатор XVI в. ) повторяет в начале учения Аврелия, но выводы другие, т. е. не противопоставляет божество и людей, государство должно заботиться о своих подданных и все должны преуспеть в жизни земной (простые люди) , чем лучше живешь, тем больше шанс попасть в рай. Православная традиция трактует по-другому: главный мир другой, а не благополучие. Надо спасать и очищать свою душу. После XVI в. Религиозная традиция отступает.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Правовое социальное государство. Понятие правового государства
Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать инд ...

Государственно-политический режим современной России
Сегодня совершенно очевидно, что в целом современная Россия может и должна быть отнесена к числу стран с демократическим режимом, несмотря на все имеющиеся здесь трудности, противоречия, непоследовательности и сравнительно частые отступле ...

Конфликтно-консенсусные определения
Антропологические трактовки политики значительно обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. «Политическая теория, — пишет известный французский политолог Морис Дюверже, — колеблется между двумя драматическими проти ...