Американский политолог Хуан Линц: типы политических режимов.
Конституционность –
наличие каких-то ограничителей власти.
Тоталитарный режим
– характеризуется высоким уровнем мобилизации масс, высоким уровнем идеологизацмм, но конституционных ограничений почти нет (плюрализм отсутствует).
Постоталитарный режим
– (РФ 50-80-ые г. XXв. ) - после смерти лидера переход к коллективному принципу руководства, либерализация режима, снижение полицейского контроля. Появляется некоторый плюрализм. Эрозия официальной идеологии. Конституционность нарастает, появляются ограничители власти.
Султанизм
– неограниченная власть одного человека (Ирак при Саддаме Хусейне). Плюрализм отсутствует, лишён идеологической основы, нет ограничителей власти, верховные лица непредсказуемы, мобилизация населения эпизодическая и редкая.
Чем отличается султанистский режим от авторитарного:
В авторитарном режиме есть стабильные определенные структуры такие как армия, полиция, фискальный аппарат, бюрократия, а в султанистском режиме полномочия и функции всех структур меняются по усмотрению султана.
Авторитарный режим-
ограниченный политический плюрализм, оппозиция может действовать если она лояльна. Отсутствие официальной идеологии, оппозиция допускается если направлена на корректировку, мобилизация низкая, есть ограничители власти (традиции, законы, нормы).
Демократия-
конституционность максимальна, ограничители власти (законы, традиции, идеологии и. т.д), плюрализм максимален, идеологизация средне-выражена (права и свободы личности и. т.п) , активность у людей средняя.
Роберт Даль. Политолог Роберт Даль дал свою классификацию политических режимов:
Критерии:
1) Конкурентность в борьбе за власть.
2) Степень вовлеченности граждан в управлении.
На основе этого 4 типа режима:
1) Закрытая гигимония
(доминирование). Отсутствуем конкуренция в борьбе за власть и отсутствие вовлеченности граждан в управлении.
Пример: любая военная диктатура. По первым двум признакам можно поставить два минуса (=)
2) Открытая гигимония.
Отсутствует конкуренция, частично граждане вовлечены в управлении (пример при Александре II в России). По первому (-) по второму (+).
3) Соревновательная олигархия.
Степень вовлеченности граждан в управлении слабая, но идет конкуренция за власть (пример: Украина). По первому (+) по второму (-).
4) Полиархия (многовластие).
Есть конкуренция в борьбе за власть и вовлеченность граждан в управлении. По первому (+) и по второму (+).
Другие статьи:
Демократия как баланс групповых интересов
Демократия — это не власть стабильного большинства, поскольку само оно изменчиво и не монолитно, обычно складывается на основе компромиссов из разнообразных индивидов, групп и объединений. Ни одна из групп современного западного общества ...
Общие признаки государства
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, ...
История и значение
выборного процесса пути становления и развития гражданского общества в России. Краткие
исторические данные
Формирование законодательных органов власти на основе всеобщих прямых и равных выборов является на сегодняшний день общепризнанных достижением всех цивилизованных государств.
Наша страна не стала исключением, но прошла долгий путь станов ...