Американский политолог Хуан Линц: типы политических режимов.

Конституционность –

наличие каких-то ограничителей власти.

Тоталитарный режим

– характеризуется высоким уровнем мобилизации масс, высоким уровнем идеологизацмм, но конституционных ограничений почти нет (плюрализм отсутствует).

Постоталитарный режим

– (РФ 50-80-ые г. XXв. ) - после смерти лидера переход к коллективному принципу руководства, либерализация режима, снижение полицейского контроля. Появляется некоторый плюрализм. Эрозия официальной идеологии. Конституционность нарастает, появляются ограничители власти.

Султанизм

– неограниченная власть одного человека (Ирак при Саддаме Хусейне). Плюрализм отсутствует, лишён идеологической основы, нет ограничителей власти, верховные лица непредсказуемы, мобилизация населения эпизодическая и редкая.

Чем отличается султанистский режим от авторитарного:

В авторитарном режиме есть стабильные определенные структуры такие как армия, полиция, фискальный аппарат, бюрократия, а в султанистском режиме полномочия и функции всех структур меняются по усмотрению султана.

Авторитарный режим-

ограниченный политический плюрализм, оппозиция может действовать если она лояльна. Отсутствие официальной идеологии, оппозиция допускается если направлена на корректировку, мобилизация низкая, есть ограничители власти (традиции, законы, нормы).

Демократия-

конституционность максимальна, ограничители власти (законы, традиции, идеологии и. т.д), плюрализм максимален, идеологизация средне-выражена (права и свободы личности и. т.п) , активность у людей средняя.

Роберт Даль. Политолог Роберт Даль дал свою классификацию политических режимов:

Критерии:

1) Конкурентность в борьбе за власть.

2) Степень вовлеченности граждан в управлении.

На основе этого 4 типа режима:

1) Закрытая гигимония

(доминирование). Отсутствуем конкуренция в борьбе за власть и отсутствие вовлеченности граждан в управлении.

Пример: любая военная диктатура. По первым двум признакам можно поставить два минуса (=)

2) Открытая гигимония.

Отсутствует конкуренция, частично граждане вовлечены в управлении (пример при Александре II в России). По первому (-) по второму (+).

3) Соревновательная олигархия.

Степень вовлеченности граждан в управлении слабая, но идет конкуренция за власть (пример: Украина). По первому (+) по второму (-).

4) Полиархия (многовластие).

Есть конкуренция в борьбе за власть и вовлеченность граждан в управлении. По первому (+) и по второму (+).

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Социальная напряженность как показатель нестабильности политической системы
Этот феномен характеризуется: — тем, что в самых широких кругах населения утверждаются настроения недовольства положением дел в важных для этого населения сферах политической жизни; тем, что под влиянием таких настроений утрачивается до ...

Модель господствующей идеологии
К данной модели относятся радикальные теории электорального поведения, в которых главное внимание уделяется моментам идеологического манипулирования и контроля в отношении избирателя. В каком-то отношении эти теории близки к социологическ ...

Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов
Умелое обращение с конфликтами — важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников. Обращение с конфликтами — это позиция их участников по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Обращ ...