Политическая деятельность отличается от других видов социальной деятельности также тем, что для субъекта любого уровня она так или иначе связана с противоречиями между общими и частными интересами общественных групп и подчинена в конечном итоге разрешению этих противоречий. Объективные противоречия интересов, возникающие на этой базе конфликты – глубинный источник и стимул политической активности в любых ее формах и видах, основная детерминанта. Не поняв этих противоречий, нельзя разобраться и в ситу политических процессов.
Процесс разрешения этих противоречий не может быть сведен к одним только стандартизированным действиям, регулируемым ранее установленными нормами, а включает инновационный, творческий аспект. Так, очевидна необходимость инноваций в функциональной деятельности по легитимации власти. Ведь речь идет об обретении властью законности разнообразными путями: с помощью наглядно демонстрируемой эффективности, через повышение национального престижа, путем разработки новых норм, посредством харизмы и т.п.[7]
Мировой практикой доказано, что оптимальным условие для творчески-прогрессивной политической деятельности и ее подлинной эффективности служит та система ценностей и регламентирующих норм, которая образует демократию и обеспечивает наибольшую вероятность достижения институтами власти общественных целей.
Наконец, еще один, не менее существенный, чем отмеченные ранее, специфический аспект политической деятельности, - это соотношение детерминирующих ее объективных и субъективных факторов. В данном вопросе, не отрицая объективной социальной детерминации, хотелось бы подчеркнуть существенное влияние на политическую деятельность субъективных, сугубо индивидуальных качеств. Общественная воля, воплощаемая в политических действиях, идеология, превращающаяся через эти действия в реальную практическую общественную силу, политическая культура, трансформирующая знания и ценности, разнообразные индивидуальные социально-психологические черты действующих политических субъектов- все эти элементы субъективности в совокупности образуют тот уровень детерминации, который при более или менее одинаковых социальных обстоятельствах определяет если не суть, то составляющие содержания политической деятельности.
[1] Lernfeld Politik: Eine Handreichung zur Aus- und Weiterbildung. Bonn, 1992. S. 111.
[2] Аристотель. Политика. М, 1865. СП. См. также: Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М, 19S3. С. 380.
[3] Вебер М. Избранные произведения/ Пер. с нем. М., 1990. С. 646.
[4] Цит. по: Innenpolitik und politische Theorie. Opladcn: Westdeutscher Verlag, 1976. S. 27.
[5] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. – с. 661.
[6] Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – 2-е изд., доп. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – с. 334.
[7] Липсет С. Политическая социология // Американская социология. М., 1972. – с. 203-219.
Другие статьи:
Постмодернизм
Постмодернизм — это не столько методология, система принципов и вытекающих из них методик исследования, сколько сложное интеллектуальное движение, совокупность познавательных и практических ориентации, появление которых связано с рядом те ...
Заключение.
В целом, в настоящей работе нам удалось решить поставленные задачи. Была проведена чёткая дефиниция ключевых терминов с учётом важнейших современных теоретико-методологических подходов, подробно была рассмотрена система государственного у ...
Политические институты. Государство. Сущность
государства. Широкое и узкое значение термина
«государства»
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как ...