Однако и сами чеченцы использовали религию в политических целях. Начиная с 1997 г. в Чечне сформировались три центра власти: президент А. Масхадов, парламент и полевые командиры (в 1999 г.А. Масхадов распустил парламент, который не оставлял попыток подчинить себе президента). Полевые командиры выступали с обвинениями в адрес А. Масхадова, обе стороны апеллировали к верховному шариатскому суду. В борьбу за власть вовлекались и шариатские суды, заявившие о верховенстве изданных ими законов над распоряжениями президента и парламента. Они пытались подмять под себя государственные органы и президента. После показа видеосъемки публичного расстрела женщины и мужчины, обвиненных в бытовом убийстве (1998 г), А. Масхадову удалось заменить радикального председателя верховного шариатского суда на более умеренного человека. Поскольку все было организовано согласно традициям, замена произошла безболезненно. В ответ на это полевые командиры создали Шуру (Верховный совет) и заявили о намерении избрать свой шариатский суд.
В условиях хаоса, коллапса экономики, правового вакуума, царящего в Чечне, ислам стал силой, к которой апеллируют борющиеся за власть группировки. Доходило до нелепости: Ш. Басаев обратился в шариатский суд с требованием национализировать заготовительную фирму (ее руководитель был близок к А. Масхадову), чтобы ослабить президента. Муфтий Чечни А. Кадыров в письме к Ш. Басаеву разъяснил нормы шариатского права, согласно которым частную собственность можно национализировать в исключительных случаях, указав, что в этих нормах указываются конкретные причины такого рода действий. Это не единственный пример, российские специалисты по исламу отмечали, что существовавший в Чечне в 1996-1999 гг. порядок не соответствовал канонам ислама и что чеченцы имели весьма приблизительное представление о шариате. То же в свое время утверждал муфтий Чечни А. Кадыров, который был противником введения шариатского права.
После череды событий, о политических причинах которых уже говорилось, в Чечне утвердились в качестве активной силы те, кого называют ваххабитами. По сути это хорошо оснащенные и отлично вооруженные банды, занимавшиеся похищениями людей. Этот вид "бизнеса" приносит им баснословные барыши, и имена А. Бараева, братьев Ахмадовых, которые подозреваются в убийстве четырех сотрудников британской компании и похищениях российских журналистов и иностранных граждан, знают все. Даже через полтора года после начала антитеррористической операции (к марту 2001 г) многие из них оставались на свободе и спокойно разъезжали по контролируемой федеральными силами территории республики.
Действия Москвы в Чечне в последние месяцы дают основания предполагать, что российские власти заинтересованы в установлении гражданской власти в этой республике. Однако теперь это сделать нелегко. Учитывая, что российская экономика не в состоянии выделить достаточно средств для скорейшего ее восстановления, а также уровень коррупции в стране, Чечня останется зияющей раной на многие годы. Можно только надеяться, что укрепление В. Путина во власти будет способствовать тому, чтобы Чечня не использовалась впредь в интересах политических группировок.
Не только Чечня, но и соседний с ней Дагестан представляют собой потенциальный очаг конфликта из-за высокого уровня коррумпированности и нерешенных межэтнических проблем, упирающихся в земельные вопросы.
Другие статьи:
Территориальное устройство. Унитарное государство
Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Унитарное госуда ...
Типы партий и партийных систем. Типология партий
Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов привело к возникновению различных партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функциями, чертами деятельности. Исторически первые поп ...
Сущность, признаки и формы авторитаризма
Авторитаризм обычно рассматривается как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если принять во в ...