Политология » Авторитарный политический режим » Понятие и типология политических режимов

Понятие и типология политических режимов
Страница 2

В политической науке общепризнанным является определе­ние политического режима, данное политологом Ж-Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологи­ческого порядка, способствующих формированию политиче­ской власти данной страны на определенный период». Среди этих элементов он выделил: 1) принцип легитимности; 2) структуру институтов; 3) систему партий; 4) форму и роль государства.

Понятие «политический режим» выражает характер взаимо­связи государственной власти и индивида, а также дает пред­ставление об основах системы власти. В этой связи Ш. Л. Монтескье заметил: «Как для республики нужна доброде­тель, а для монархии честь, так для деспотического правитель­ства нужен страх». В зависимости от соотношения демократии и диктатуры как принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, вы­деляют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и де­мократический. Между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагается множество промежуточных способов реализации власти.

Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового ла­тинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятель­ности общества, каждого человека посредством прямого воору­женного насилия. Государство поглощает все общество и кон­кретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX веке.

Диктатура (от лат. dictatura - «неограниченная власть») - режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V - I века до н. э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести меся­цев для организации защиты от внешней угрозы или для по­давления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти. Начиная с Суллы и особенно Цезаря, который многократно наделялся диктаторским полномочиями, характер диктатуры существенно изменился. Диктатор стал неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. Однако впоследст­вии - и в средневековье, и в новое время - диктатуры были внутренне непрочными режимами, их сплачивала лишь воля диктатора.

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин «тоталитарный» ввел в политический лек­сикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883 - 1945). Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключитель­но силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX - начале XX веков Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идео­логического и политического контроля за личностью. Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показы­вает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обще­стве; глубокого кризиса, охватывающего все стороны жизни; наконец, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Институт собраний народных представителей
В Китае вся власть принадлежит народу. Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП) и местные Собрания народных представителей являются органами, через которые народ осуществляет свою власть. Поэтому институт Собраний народных пре ...

Предпосылки демократии.
Выделяют экономические, социальные, политические и внешнеполитические предпосылки демократии. Экономические предпосылки демокра­тии предполагают высокий уровень развития экономики в целом. К социальным предпосыл­кам демократии относится о ...

Объект, предмет, система категорий социологии политики
Социология политики - область социологии, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания. O – события, процессы и субъекты социальной сферы, которые рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии с политич ...