Политология » Система категорий социологии политики » Формы и виды политического поведения и политического участия

Формы и виды политического поведения и политического участия

ПП выступает формой, содержанием которой является конкретный тип ПП-ПУ.

По Алмонду: 3 положения: активность полит S-ов, вовлеченность, рациональность – разумное ПП.

Политическая субъективность в рамках политического поведения проявляется иначе, чем в рамках политической деятельности, а именно по отношению к традиционным и нетрадиционным, силовым и "парламентским" формам политического участия, а также по степени включенности в политический процесс. Формы ПУ:

1) индивидуальные действия — голосование, контакты с должностными лицами, работа на кандидата в депутаты или партию;

2) коллективные действия — митинги, демонстрации, подписание обращений;

3) прямые действия — несанкционированные политические забастовки, бойкоты, пикеты, захват зданий;

4) скрытые действия

Оно бывает индивидуальное, групповое и массовое.

Существуют разные подходы и разные критерии классификации.

Автономное – мобилизованное политическое участие. Автономное предполагает самостоятельное принятие решений индивидом, его рациональный выбор цели и способов ее достиженияю а также осознание ответственности за свою деятельность. Мобилизованное предполагает действие , совершаемое под внешним давлением и часто неосознанно.

Способы политического участия делятся на традиционные и новые. Традиционные формы – те, которые общеприняты в данной системе и поддерживаются общественным мнением. Нетрадиционные еще не освоенные нормы большинством населения. В каждом обществе и на каждом этапе развития эти формы могут различаться.

Санкционированные – несанкционированные. Санкционированные разрешены в данной политической системе законов. Но сам способ политического участия может быть одним и тем же. Если в государстве – высокий уровень политических участий в несанкционированных действиях, то это говорит о несовершенстве самого государства и его нестабильности.

Силовые-несиловые. Несиловые – те, которые ориентированны на решение определенных проблех при помощи официальных процедур. Силовые методы несанкционированны.

Они предполагаю давление на органы госвласти с использованием противозаконных средств, включая порой и прямое физическое насилие.

Высокий уровень силовой активности свидетельствует о кризисе.

Формы политического поведения и участия различаются и по степени включенности социального субъекта в политический процесс. Речь идет об уровне политической активности.

5 уровней активности:

0 – социальные субъекты демонстрируют полное отсутствие интереса и участия в политике.

1- низкое: чисто бытовой обыденный интерес

3- средний: нормальные сознательные граждане без фанатизма, н ов выборах участвуют регулярно

4- высокий: социальные субъекты активно участвуют в политикке ( митингах, агитации)

5-высший: профессиональный интерес(бывает выражен в экстремистских формах)

Типы ПУ (лекции):

1. Конвенциональные типы – согласованные нормами- конституция РФ, законы(то, что разрешено законом – голосование, участие в разрешенных митингах, в кампаниях) – то что разрешено. Неконвенциональные типы – наиболее важные, протестные, т.е те которые идут вне закона (нелегальные митинги, протесты, демонстрации, голодовки).

2. Автономное политическое участие (конвенциональное)(показывает то, что индивиды участвуют самостоятельно, по своему выбору) и мобилизационное (во всех странах) политическое участие (вынужденное участие – страх, подкуп, долг) Мобилизация политических сил- одна из гл-ых ф-ий (Хангтингтон).


Другие статьи:

Теоретико-методологические основы изучения имиджа органов власти. Имидж: понятие, виды, функции, основные составляющие
Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядоченное регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Это особый, ...

Структура политической власти.
Вероятно, в политической теории нет более сложного и запутанного вопроса, чем выяснение структуры властных отношений. Как уже отмечалось, под понятием «власть» скрываются десятки различных смысловых оттенков, отражающих самые разные аспек ...

Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Незави
После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ог ...