Избирательная система – совокупность правил проведения выборов, согласно которым граждане определяют состав органов исполнительной или законодательной власти.
И.с. является важнейшим элементом политической системы государства. Она урегулирована правовыми нормами, которые образуют избирательное право. И.с. охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.
Структура:
- Избирательное право – право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти органы местного самоуправления.(одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав). Система норм и процедур проведения избирательного процесса.
- Избирательный процесс – структурный элемент политического процесса. Процесс конкурентной борьбы, формирование представительных органов власти. (практика + нормы права). Включает избирательную кампанию.
Существуют три основных типа избирательных систем:
1. Мажоритарная – голосуют за конкретного избирателя от конкретного округа. Абсолютное большинство (50% + 1 голос). Президента так выбираем сейчас. Относительно – кандидат – победитель должен набрать простое большинство голосов по сравнению с другими кандидатами. Квалификационное – необходимо набрать 2/3 голосов.
Плюсы: Система, обеспечивающая нормальное функционирование 2-х партийной системы. Более или менее осознанный выбор.
Минусы: За бортом этой системы оказывается большое количество граждан, право голоса, которых не учитывается.
Особенности:
1.Простое отсечение кандидатов с меньшим количеством голосов, но часто оказывается нереализованным критерий репрезентативности. “За бортом” – много непредставленных граждан, кот. не реализовали свое право голоса.
2.Отсутствие механизма отзыва депутатов. Способствует вытеснению из органов власти мелких и средних партий, становлению двух или трехпартийной системы.
2. Пропорциональная – голосование по партийным спискам. За партийный блок. У нас с 2007 года. (Россия, Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, Финляндия) – депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу.
-пропорциональная система на общегосударственном уровне. Избиратели голосуют за полит. партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются.
-пропорциональная система основывающаяся на округах. Мандаты распределяются на основе влияния партий в округах.
Особенности:
1. Репрезентативность. Адекватное представительство в парламенте различных партий. Способствует развитию плюрализма и многопартийности.
2. Требует от избирателя широкой осведомленности в позициях партий.
3. Достоинства п.и.с. реализуются при устоявшейся многопартийности.
4. Слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями.
5. Иногда предусматривают распределение мандатов только между теми партиями, которые преодолели определенный барьер(3-5%).
3. Смешанная – половина депутатов по мажоритарной, половина по пропорциональной. У нас до 2007 г. депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос – за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, один голос – за партию.
4) Референдум – это прямое, непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного вопроса.
Другие статьи:
Понятие социально - политической реформы. Эволюционная и революционная модели
развития политических систем
Политическая реформа – это реакция на полит кризисы, конфликты, частичные изменения каких-либо сущностных элементов п.с., не затрагивающих структуру пол власти – один из мех-ов функц-ия п.системы.
Революция узаконила демократию (19 в)
2 ...
Системы рекрутирования элит
Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляе ...
Политика как отношения «друзей» — «врагов»
Специфическую интерпретацию и развитие конфликтно-консенсусные трактовки политики получили у видного немецкого политолога Карла Шмитта. Нередко его концепцию политики рассматривают как самостоятельное, оригинальное направление в понимании ...