Политические партии » Партия как субъект политического процесса

Партия как субъект политического процесса
Страница 2

Облик современных партий формируется не столько в плане их классовой ориентации, сколько как определенный тип политики, направленной на реализацию ценностей социальной справедливости, солидарности, защиты интересов всех трудящихся. В наше время в политической жизни Запада каждая из конкурирующих партий должна так или иначе стремиться стать «партией для всех». Иначе она может не получить достаточное количество голосов на выборах.

Конечно, понятие «партия для всех» нельзя трактовать буквально: ни одна партия не может удовлетворить своей деятельностью всех, все слои населения. Речь идет, естественно, о некоем «среднем» интересе тех слоев, на которые партия опирается как на свою социальную базу.

Стремление каждой политической партии завоевать себе как можно больше сторонников, стать «общенародной» партией в наши дни сильно упростило партийную структуру общества. Осталось два-три варианта партий или партийных блоков (чаще всего), придерживающихся той или иной идеологии. Современные политические партии в основном различаются между собой определенным подходом к тому, как в наших условиях следует сочетать экономическое и социальное развитие, рыночный механизм и государственное регулирование, социальный прогресс и решение экологических проблем, демократизм и авторитаризм и т. д. Вокруг этих проблем, как правило, ведется предвыборная борьба партий между собой.

Итак, политические партии возникли на определенном этапе человеческой истории как субъекты общественно-политических процессов. Главная цель их деятельности, смысл их существования - борьба за овладение государственной властью, ее удержание и использование в управлении обществом. Эту деятельность каждая партия ведет исходя из складывающейся в стране обстановки, в соответствии со своими возможностями. Однако, как показывает современная практика, в демократическом обществе в действиях любой партии, независимо от ее социальной ориентации, можно выделить некоторые направления, по которым она выполняет в обществе предназначенную ей роль. Эти направления часто называют функциями политических партий.

Первоначальное направление - разработка партийной идеологии, отражающей в теоретической форме коренные интересы той общности людей, которая составляет социальную базу партии. Наличие определен-. ной идеологии - важнейший признак политической партии, отличающий ее от любой другой общественной организации. В сущности, идеология «первична» по отношению к политической партии, ибо с нес «начинается» сама партия. Партийное строительство осуществляется всегда на какой-то идеологической основе. И это понятно. Политическая партия объединяет людей с одинаковыми (или близкими) мировоззренческими взглядами, ценностными ориентациями и идеалами. Укрепить свое внутреннее идейное единство, распространить свою идеологию по возможности на самые широкие социальные слои - первейшая задача любой партии. От этого зависит ее судьба. Размытость, аморфность идеологических основ грозит ей гибелью.

Второе направление - выработка программы действий партии, формулирование стратегических и тактических целей и задач партии, определение методов и средств борьбы за власть в соответствии с политической ситуацией в стране. Здесь важен взвешенный учет реальных возможностей партии. Нельзя ставить несбыточных задач, основанных лишь на эмоциях партийных лидеров.

Третье направление - подготовка и проведение избирательных кампаний. В демократическом обществе основной путь партии к власти - общенародные выборы. Только через расширение своей электоральной базы партия может «пройти» в парламент, получить доступ к власти. Поэтому предвыборной пропаганде своей программы, обеспечению необходимого рейтинга своих кандидатов в представительные органы власти каждая партия придает такое большое значение. Создаются специальные предвыборные штабы, в которых работают лучшие политтехнологи с опытом организации выборных кампаний. В борьбе за власть партии не жалеют материальных средств.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Политическое лидерство. Понятие лидерства. Идеи лидерства в истории
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам. Интерес к лидер ...

Политические черты
В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация общества дополняется его тоталитарной политизацией, гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная вл ...

Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности. Определение понятия маркетинга.
На сегодняшний день не существует единственного, признаваемого всеми определения маркетинга – ни классического коммерческого, ни политического. Одни авторы видят в маркетинге не столько технологию, сколько философскую концепцию, мировоззр ...