В политологии под личностью понимается не отдельный индивид, и не индивидуальность как таковая, а совокупность вполне определенных, то есть повторяющихся, устойчивых, присущих многим индивидам, качеств Понятие личности делает акцент на «социальной компоненте» в человеке, которую он развивает, будучи представителем той или иной общности людей. Поэтому личность – это, прежде всего совокупность тех социальных ролей, которые ей «предписывается» выполнять, исходя из вполне определенного социального статуса, занимаемого личностью. В тоже время личность обладает способностью формировать собственное отношение к действительности, что получило название направленности личности.
Что же определяет личность в качестве субъекта политики?
Во-первых, наличие у личности определенной «автономии» в обществе, способствующей формированию у нее устойчивых потребностей и интересов;
во-вторых, способность к целепоганию, то есть постановке и достижению целей и задач своей деятельности;
в-третьих, способность к волевым усилиям («политическая воля») для достижения поставленных целей;
в-четвертых, способность
к самонаправленному поведению,
то есть
поведению, ориентированному не только на внешние объекты, но и на самого себя как субъекта.
Процесс становления личности как субъекта и тем более, качественные состояния достигаемой «субъектности», имеют в реальной практике бесконечное множество вариаций.
По отношению к политической жизни, политике
в целом субъектность личности может проявляться как то или иное сочетание информированности
о политике, интереса
к ней и конкретного политического участия.
Согласно этим критериям в политологии выделяются следующие типы личностей (Е. Вятр):
• «активисты»
– активно ищущие информированные люди, положительно настроенные к участию в политической жизни;
• «компетентные
наблюдатели» – похожие по характеристикам на первых, но не стремящихся к активному участию (например, ученые, писатели и др.);
• «компетентные критики»
– информированные и интересующиеся, но их отношение к политике и власти является в целом отрицательным (критическим);
• «пассивные граждане»
– настроены, как правило, отрицательно или нейтрально по отношению к власти, не интересуются политикой, хотя могут быть и информированы о ней;
• «аполитичные и отчужденные»
– мало что знают о политике, не интересуются ею, и настроены резко отрицательно к любому личному участию в политической жизни.
В основе другой типологии лежит различение двух видов отношения индивида к власти: автономного,
когда власть ценится в силу каких-либо ее собственных достоинств, и инструментального, когда власть ценится в качестве средства достижения определенных целей; а также двух видов мотивов при «вхождении» человека во власть: эгоцентрических, направленных на собственную личность или ближайшее окружение, и социоцентрических,
которые концентрируются на благе какой-либо более широкой группы людей (класса, нации, поселенческой общности) или общества в целом.
История показывает, если при социоцентрических мотивах, побуждающих людей активно участвовать в политике, подход к власти всегда инструментален (так как в ней видят средство для того, что бы что-то сделать для общества), то при эгоцентрических – проявляется как автономное, так и инструментальное к ней отношение. Понятно, что чрезвычайно широкое распространение в исторической практике получило сочетание инструменталистского и эгоцентрических подходов, когда люди ищут во власти средство для получения личных выгод. Такие люди ценят власть не саму по себе, а исходя из того, что она может им дать, хотя и могут осуществлять ее так, что это принесет выгоду какой-либо общности.
Как и в силу каких причин человек включается в систему политических отношений? Под воздействием каких механизмов формируется его качества как субъекта и объекта политики?
Другие статьи:
Конституция РФ 1993 года
Следует обратить внимание на некоторые особенности Конституции РФ 1993 года:
1. Конституция отражает кардинальные изменения в ценностных ориентациях, которые произошли в обществе и государстве в постсоветский период. По своей структуре и ...
Политические режимы
1) Понятие политического режима. Факторы влияющие на тип политического режима
Г. Моска.
Политический режим –
применение законодательных мер и политико-административных процедур, позволяющие правящему классу сохранить единство и поддер ...
Теоретические основы политмаркетинга. Понятие политической
системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. Политическая
система: понятие, сущность, структура и функции.
Понятие и сущность политической системы. Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех ...