Политическая социализация
– это усвоение политико-культурных ценностей, политических ориентации, освоение форм политического поведения, приемлемых (типичных) для данного общества.
В результате политической социализации личность приобщается к системе функционирующих политических отношений, процессов и явлений, что, в свою очередь, способствует обеспечению стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение к существующим политическим нормам и традициям, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Политическая социализация всегда носит конкретно-исторический характер:
• качественные границы процесса социализации задаются особенностями существующей политической системы;
• каждому историческому типу социализации соответствует свой «идеал» политического человека (личности);
• социализация имеет возрастной характер и обладает своими особенностями на каждом из этапов развития личности.
Выделяют два типа политической социализации: прямая (первичная) и косвенная (вторичная).
Прямая социализация
– это непосредственное приобретение политических знаний, установок, навыков.
Косвенная социализация
– своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические качества. Так, положительные или отрицательные установки ребенка по отношению к отцу, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду и т.п.).
Политическая социализация личности
состоит из нескольких качественных этапов.
Этап политизации:
уже в раннем детском возрасте формируется понятие, что кроме взрослых в школе и семье есть еще внешняя власть.
Этап персонализации:
осознание политической власти через символизирующие ее политические фигуры, например президента, премьер-
министра, полицейского, в отличие, скажем, от Деда Мороза.
Этап идеализации:
приписывание политическому деятелю исключительно положительных качеств.
Этап институционализации:
переход от персонифицированного восприятия политики к более безличному, абстрактному (на уровне восприятия политических институтов).
Изучение политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Например, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. При этом чем старше подросток, тем его мышление способно к значительно большей степени абстракции (используются такие понятия как права человека, свободы, власть). В отроческий период закладываются мировоззренческие основы личности, которые, как показывает практика, оказываются наиболее устойчивыми.
В западной политологии выделяются четыре основные модели политической социализации (Р. Мерельман).
Системная модель.
Характеризуется формированием позитивного отношения к власти, существующему правовому порядку. Важнейшие факторы социализации: семья и школа, а также окружение личности, ее сверстники. Характерна для англо-американской политической культуры.
Гегемонистская модель.
Характеризуется формированием у молодежи враждебного отношения к любой социально-политической системе, кроме «своей». Ведущие факторы: средства массовой информации
Плюралистическая модель.
Формирование у граждан представлений о своих политических интересах, желания участвовать в реализации своей гражданской позиции. Ведущие факторы: семья, школа, СМИ, партии и группы интересов.
Конфликтная модель.
Сводится к формированию лояльности к определенной политической группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Ведущие факторы: в основном СМИ, партии, группы интересов.
Другие статьи:
Альтернативные варианты «кавказской политики».
В 20-е годы видный общественный деятель Мордвинов упоминал о пользе для экономики России развития торговых связей со странами Востока, через Черное море и Кавказ. Так, в 1824 г. он составил записку «Взгляд на торговлю Черного моря». Мордв ...
Политическое проявление гуманизма. Понятие
Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой л ...
Основные принципы демократии
1.
Признание народа источником власти, сувереном в государстве.
Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может перио ...