Политология » Роль государства в управлении обществом » Дефиниция ключевых понятий.

Дефиниция ключевых понятий.
Страница 1

«Определяйте значение слов, и вы избавите мир

от половины его заблуждений…»

(Рубанов В.А.)

Во избежание возможных расхождений в понимании ключевых для данной работы понятий, необходимо провести их дефиницию, уточнить значение используемых нами базовых терминов. Разумеется, для этого мы воспользуемся имеющейся в наличии справочной и учебной литературой.

Прежде всего, определимся со значением термина «государство». В социогуманитарных науках наличествует множество подходов к определению сущности государства, что, несомненно, связано с исключительной многогранностью данного социального феномена, не позволяющей дать одну исчерпывающую дефиницию этого понятия. На современном этапе развития научного знания можно выделить пять основных подходов:

1) Теологический. Сторонниками этого подхода государство воспринимается как некая Богом установленная данность. В настоящее время приверженцами этой позиции, как правило, являются представители религиозно-фундаменталистских идеологий.

2) Классический (иначе - арифметический). Даёт определение термину «государство» через выделение его признаков: основных (территория, население, публичная власть) и вторичных (налоги, законодательство, суверенитет).

3) Юридический. Рассматривает государство как юридическую персонализацию нации (под этим термином подразумевается население страны), анализируя его как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.

4) Социологический. В интерпретации сторонников этого подхода государство – орган социальной справедливости; отсюда исходят концепции государства-арбитра между различными социальными группами, идеи классового государства, технократического государства, социального государства и т.п.

5) Кибернетический (подход представителей кибернетической школы государствоведения) рассматривает государство как особую уникальную систему в обществе, связанную потоками информации и рецепторами (органами восприятия) этой информации с внешней средой (обществом, международной системой).

6) Импульсы внешней среды перерабатываются в государственной системе и, в результате этого, на «выходе» появляется своего рода «продукт переработки» - решения (законы, указы, постановления). Они, в свою очередь, снова порождают информацию, которая вводится в систему, и процесс продолжается.

Помимо вышеперечисленных, существуют и другие подходы: институциональный, классовый, элитарный, маркетинговый, нормативный и т.д. Подробное рассмотрение их выходит за рамки настоящей работы, поэтому мы ограничиваемся кратким обзором пяти базовых подходов, а в рамках нашего исследования останавливаемся на классическом (традиционном и достаточно широко распространённом) определении государства: «государство – универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определённой территории, на которую распространяется его суверенитет»[1]

.

Следующее понятие, нуждающееся в некоторой конкретизации в пределах нашего исследования – модернизация. Термин «модернизация» в его расширенной трактовке обозначает улучшение, осовременивание чего-либо. Именно такое определение модернизации даёт, к примеру, БСЭ: «Модернизация - (франц. modernisation, от moderne - новейший, современный), изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами, например М. (обновление) технического оборудования, производственного процесса и т. п.»[2]. Однако в социальных науках это понятие имеет значительно более конкретный смысл: модернизация характеризуется как процесс, посредством которого традиционные, аграрные общества трансформируются в современные, индустриальные. Этот переход приводит к появлению и развитию передовых индустриальных технологий, а также соответствующих им политических, культурных, социальных механизмов, позволяющих вышеуказанные технологии поддерживать, использовать и управлять ими. Поскольку модернизационный переход оказывает воздействие на все социальные институты, всех членов общества, термином «модернизация» описывается множество одновременных социальных изменений, происходящих на различных уровнях. Модернизация сопровождается расширяющейся дифференциацией экономической, политической, организационной и культурной сфер; тесно связаны с ней процессы индустриализации, урбанизации и бюрократизации…

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Закономерности демократизации
Все рассмотренные выше модели демократии отражают временную последовательность и характер демократических преобразований. Этот сложный и богатый по содержанию процесс имеет ряд общих тенденций (иногда их называют закономерностями), проявл ...

Развитие «международного терроризма» в 90-х гг. XX века
Рассматривая формы и направления развития событий в Афганистане в 2000-2001 годах, на наш взгляд, необходимо хотя бы кратко проанализировать ситуацию 90-х годов прошлого века и тех условий, в которых свершилось падение режима М. Наджибулл ...

Современная демократия. Демократия классического либерализма. Либерализм как идейная основа государственного устройства
Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII—XIX в. под прямым и разносторонним влиянием либерализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демократической мысли чрез ...