Политология » Политическое лидерство. Функции политического лидера » Типология политических лидеров

Типология политических лидеров
Страница 2

Реформаторы стремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации, проводя широкомасштабное реформирование прежде всего властных структур. К этому типу лидером можно отнести Дэн Сяопина, инициатора китайских реформ.

В отличие от реформаторов революционеры трактуют ситуацию как непоправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение – фундаментальное переустройство общественной системы.

Примером этого типа лидеров может быть Фидель Кастро.

Типология М. Дж. Херманн. Другой весьма распространенной типологией лидеров является схема, предложенная американским политологом М. Дж. Херманн. Она выделяет четыре образных типа политических лидеров на основе комплекса факторов:

- характера лидера;

- свойств его сторонников;

- способов взаимосвязи лидера и его последователей;

- конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый собирательный образ лидера – знаменосец. Его отличает собственное видение действительности, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Его приверженцы не оказывают на него серьезного влияния. К этому типу можно отнести В. Ленина.

Второй образ – служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. В своей деятельности лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают и в чем нуждаются его сторонники. Примерами такого типа лидера могут быть Г. Коль и Л. Брежнев, выражавший интересы советской бюрократии.

Третий образ – торговец. Он как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на их поддержку. Существенная черта такого лидера состоит в способности убеждать. Именно благодаря этой способности лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Примером подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.

Четвертый образ – пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования момента, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.

Выделение этих собирательных образов в достаточной степени условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего лидер на различных этапах своей политической карьеры сочетает те или иные свойства каждого из перечисленных типов.

Типология по отношению к власти. Еще одна возможная типология политических лидеров строится на том основании, что политика в целом и политическое лидерство в частности связаны с феноменом власти: Кто занимается политикой, тот стремится к власти, - напоминал М. Вебер, - либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическими), либо к власти «ради нее самой».

По отношению к власти выделяют оппозиционных и властвующих лидеров.

Оппозиционное лидерство находит свое проявление в двух разновидностях: конфронтационной и конструктивной. Конфронтационно-оппозицинный лидер - непримиримый противник существующей власти. Этот вариант лидерства чаще всего имеет место в авторитарной и тоталитарной политических системах. Конструктивно-оппозиционный лидер, критикуя существующую власть, ориентирован на легитимные механизмы прихода к власти и не намерен в случае успеха резко менять политический курс.

Среди властвующих лидеров также выделяют два подтипа: эгоцентрический и социоцентрический. Лидер эгоцентрического типа ориентирует власть на себя, видя в ней лишь источник личного преуспевания, обогащения, влияния, известности, получения привилегий. Лидер социоцентрического типа главный смысл деятельности видит в служении обществу, выполнении общественного долга. Такую ориентацию невозможно определить по тем или иным заявлениям лидера. Оценки здесь расставляет История. Например, биография Ш. де Голля убедительно доказывает, что вопреки его репутации политика, стремившегося прежде всего к личной власти, она была для него лишь средством осуществления определенной политической программы. Ш. де Голль расстался с властью, уйдя в 1969 г. в отставку, когда убедился, что предлагаемые им политические реформы отвергает большинство французов.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Избирательная кампания как объект социологии политики. Методики социологического сопровождения избирательных кампаний
1. Избирательная кампания как деятельность по подготовке и проведению выборов может рассматриваться как формальная избирательная кампания (ориентир на нормы избирательного права) и неформальная (если мы решили стать депутатом, мы еще зара ...

Актуальные проблемы реформирования Российской государственности.
Существует ли в России Государство? Конечно, да, однако, как мы сейчас понимаем, на первый взгляд всевластное советское государство с 70-х годов постепенно становилось все слабее. К концу 80-х годов оно оказалось в крайне тяжелом положени ...

Приложения
Приложение №1 Извлечения из Уголовного кодекса Российской Федерации . Статья 205. Терроризм 1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного у ...