И политики, и ученые сегодня задаются вопросом: каким образом можно противостоять этнорадикализму, как снимать этническую напряженность, как преодолевать и предотвращать этнополитичекие конфликты?
Предлагаются различные пути решения этих вопросов, разные способы социальной инженерии. Чаще всего высказывается предложение о деполитизации этничности и разгосударствлении этнополитики.
Одной из ключевых идей в этом плане можно считать идею строительства гражданской нации, в процессе которого этническая идентичность замещается идентичностью гражданской или даже вытесняется ею.
Такой подход из арсенала глобализма вряд ли приемлем, так как замещает вопрос этногенеза вопросом гомогенизации, отказывая этносу в перспективе, в существовании и развитии как полноценного социального и политического субъекта.
Второй идеей, которая, по мнению довольно большого числа исследователей, может иметь позитивное значение в деле предотвращения этнополитических конфликтов, является перенесение на российскую почву концепции консоциональной демократии, предложенной А. Лейпхартом. Суть подхода состоит в необходимости разделения власти в обществе между этническими элитами пропорционально разделению самого общества на этнические общности. Это означает, что главный демократический принцип «один человек — один голос» должен быть серьезно скорректирован через специальную избирательную систему. Но при наличии большого числа меньшинств, особенно таких, доля которых в населении ничтожна, эта система будет неэффективна.
Критики концепции консоциональной демократии подчеркивают, что попытки реализовать данную концепцию в Северной Ирландии, Ливане, Малайзии, на Кипре откровенно провалились, и пока нет успешного опыта ее применения на практике.
Третий рецепт преодоления этнополитических конфликтов является одним из наиболее старых в социальных науках и изложен еще в работах видного теоретика австрийской социал-демократии Отто Бауэра. Суть его состоит в том, чтобы доминирующим принципов организации этнических сообществ и их культурной и общественной жизни был не национально-территориальный, а национально-культурный, что нашло отражение в идее национально-культурной автономии. Предполагается, что именно в рамках национально-культурной автономии можно наиболее полно реализовать интересы этносов и этнических групп, как на коллективном, так и на индивидуальном уровнях.
Эта идея была принята на вооружение творцами российской национальной политики, и на нее возлагались первоначально очень большие надежды. Был принят соответствующий федеральный закон о национально-культурной автономии. Однако большого интереса среди самих этнических сообществ этот закон не вызвал. В результате на сегодняшний день создано только 18 федеральных национально-культурных автономий, и, по сути, они объединяют в своих рядах небольшие группы энтузиастов, как в центре, так и на местах. Для широкого привлечения представителей этнических сообществ к культурной и политической жизни своих соплеменников эта форма оказалась малопригодной.
Таким образом, единой обобщающей концепцией, предлагающей метод недопущения самой возможности возникновения этнополитической напряженности и конфликта нет, но, очевидно, что и в этом случае необходимо продолжать поиск решения данной задачи.
Другие статьи:
Номенклатурная система и ее социальные последствия
Собственно так и произошло в странах административного социализма, где долгие десятилетия господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты — один из наиболее типичных вариантов системы гильдий. Суть номенклатурной с ...
Право в философии М. Штирнера
Под правом Штирнер понимал «дух общества». «Если общество имеет волю, – писал он, – то эта воля – право»[5]. Он полагал, что право порождается обществом: «все право и вся власть принадлежат совокупности народа . Совокупность всегда первен ...
Рецензия
Актуальность выбранной темы, обозначена четко, ориентирована на конкретное политическое пространство (российскую Федерацию), в соответствии с поставленной целью, выделен объект исследования (выборы как фактор развития гражданского обществ ...