«Промедление смерти подобно».
(Пётр Великий)
В современных социальных науках термин «модернизация» имеет достаточно широкое значение, включая в себя любое приобретение обществом современного вида. В первой главе настоящего исследования мы обозначили две основных трактовки данного понятия: согласно одной из них, модернизация – переход от традиционного общества к индустриальному; согласно другой – достижение равноправного положения по отношению к так называемым «развитым» странам. Вне зависимости от конкретной интерпретации термина, очевидным является следующий факт – роль государства в процессе модернизации является весьма значительной, а, зачастую даже определяющей. Подробному доказательству и детализации этого тезиса будет уделено достаточное внимание в дальнейшем, а в данный момент важно отметить следующий факт: по сути дела, перманентное осуществление модернизации является одной из важнейших функций государства, элементом государственного управления, поскольку страна, отстающая в мировой экономической и технологической гонке, обречена на жалкое существование в качестве «сырьевого придатка». В принципе, такое положение дел отнюдь не ново в мировой истории: на протяжении всего существования человечества слабейшие в экономическом, военном, технологическом отношении государства становились лёгкой добычей сильнейших; но, в связи с резким ускорением темпов развития (иначе – убыстрением социального времени) эта проблема стала одной из актуальнейших в современном мире.
В истории Нового Времени известно классическое деление стран на три «эшелона модернизации». Первый эшелон – так называемые «страны старого капитализма» (Англия, Франция), в которых модернизационный переход осуществлялся за счёт эндогенных факторов и de facto происходил без вмешательства государства. Второй эшелон – «страны молодого капитализма» (Германия, Италия, Россия), в которых скачок в развитии был совершён за счёт прямого вмешательства государства в экономическое, технологическое и культурное развитие общества. Страны третьего эшелона (exempli gratia: Бразилия, Аргентина и прочие государства Латинской Америки) включились в мировой модернизационный переход позднее всех, и, разумеется, их осовременивание происходило также не без участия государства. Как видно из вышеприведённого примера, в подавляющем большинстве случаев основным субъектом модернизации было государство, руководство которого осознало необходимость социально-экономических трансформаций. Импульсы запаздывающей модернизации задавались лидерами глобальной «гонки», представляющими высокоэффективную модель динамично развивающегося общества и, зачастую, одновременно, выступающим для традиционных, отстающих обществ фактором внешней угрозы.
Для стран, вынужденных идти по пути догоняющей модернизации, по сути дела, нет альтернативы «этатистской» (т.е. основанной на прямом государственном вмешательстве) модели модернизационного перехода, поскольку никакой другой субъект не способен в относительно краткие сроки мобилизовать все ресурсы общества и осуществить столь резкий скачок в социально-экономическом развитии. Государство выступает как своеобразный центр, определяющий характер и направленность общественных преобразований. Поскольку коренные изменения в социально-экономическом устройстве неизбежно влекут за собой маргинализацию огромных масс населения, усиление социальной нестабильности, необходимо наличие сильной государственной власти, способной урегулировать социальные конфликты, минимизировать потери и спасти общество от возможного распада. Государственного контроля неизбежно требуют все основные направления социально-экономических трансформаций при осуществлении догоняющей модернизации:
Другие статьи:
Размышления о будущем, многообразие форм правления, опасность глобализации
Процесс абсолютизации и тотализации набирает ход. Что нас ждет дальше? Трудно подумать. Преследования? Допросы? Заключения?
Но почему же дальше? Ведь все это уже имеет место. Представителей оппозиции допрашивают, преследуют, им угрожают, ...
Некоторые особенности
восприятия политических лидеров в современной России
Многие аналитики отмечают, что российская политика персонифицирована, а значит, отношение как к власти, так и к политическим ценностям и установкам, к демократии переносится на отношения к политическим лидерам.
Безусловно, интерес к влас ...
Мотивации политического поведения
Политическое поведение представляет собой совокупность действий и поступков, предпринимаемых субьектом политики по отношению к политической практике. Способы политического поведения весьма разнообразны; это участие социальных субъектов в ...