Общая направленность, содержание и основные задачи внешнеполитической деятельности Украины, приоритеты в развитии ее двусторонних и многосторонних отношений определяются рядом факторов, разных по природе и степени влияния.[1]
Они составляют, более-менее условно, три основных взаимосвязанных между собой блока. Это:
- главные современные тенденции развития мирового сообщества;
- геополитические факторы;
- внутриэкономические и внешнеэкономические факторы.
Формирование современной структуры международных отношений проходит под влиянием двух противоположных тенденций, проявляющихся как на глобальном, так и на региональном уровнях. Первой из них является дезинтеграция и децентрализация тоталитарной системы, существовавшей в условиях «холодной войны» в Восточной Европе и Азии. Ее проявлением стал быстрый распад ряда многонациональных государств бывшего социалистического лагеря и создание вместо каждого из них нескольких новых, преимущественно мононациональных. Эта тенденция привела к быстрому изменению политической карты евразийского континента, окончательные черты которой, как это демонстрируют события на Кавказе и в бывшей СФРЮ, еще не сформировались.[4]
Появление на политической карте Европы суверенной Украины, вопреки многолетнему сдерживанию и даже удушению ростков ее государственности, является одним из результатов развития дезинтеграционных процессов. Как и каждое молодое государство, Украина с первых дней своего существования столкнулась с целым рядом проблем экономического, внутри- и внешнеполитического порядка.
Во внешнеэкономической сфере Украине пришлось практически с «нуля» налаживать и строить отношения с другими государствами, в том числе с ближайшими соседями, создавать договорно-правовую базу для развития дву- и многосторонних отношений, закладывать основы нового экономического сотрудничества с разными странами мира на новых рыночных началах, открывать дипломатические представительства, готовить дипломатические кадры и т.д. Дезинтеграция многонациональных государств конечно же не означает разрыва всех ранее существовавших связей, их полную потерю новыми государствами. Многие из таких связей, а также связанных с ними проблем, наследуются и сохраняются. Они сильно влияют на контакты новых государств с внешним миром.
В полной мере сказанное касается и Украины. Украина как государство, которое возникло в результате распада СССР, унаследовала, в частности, три четверти линии государственной границы, которая раньше была сугубо административной; установленные со времен СССР торговые отношения, централизованные и далеко не всегда рациональные; третий в мире по мощности ядерный потенциал; Чернобыльскую АЭС; проблему раздела активов и пассивов бывшего Союза; задание обустройства депортированных народов, которые возвращаются на свою историческую родину, и т.д.
Работа над решением указанных проблем уже принесла определенные конкретные результаты. Так, Украина добровольно и в одностороннем порядке вызвалась ликвидировать и уже ликвидирует значительный арсенал ядерного оружия, стремясь в будущем приобрести статус безъядерной державы. Она присоединилась к ДНЯО и получила гарантии национальной безопасности от всех государств - постоянных членов Совета Безопасности в связи с ядерным разоружением. Украина приняла политическое решение о закрытии Чернобыльской АЭС, надеясь, конечно, на понимание Западом необходимости такой материальной поддержки этого процесса, которая была бы адекватной издержкам, связанным с выведением из эксплуатации значительных энергетических мощностей.[5]
Среди перечисленных проблем, ставших перед Украиной , едва ли не самым острым является вопрос границ. Украине приходится теперь решать проблемы делимитации и демаркации, соответствующего обустройства своих границ с бывшими советскими республиками, а ныне новыми независимыми государствами - Белорусью, Молдовой, Российской Федерацией. Кроме того, некоторые из соседних держав, и не только среди новосозданных, фактически выдвигают к ней территориальные претензии. Причем ряд политических сил внутри этих стран призывает даже к пересмотру послевоенного территориального устройства в Европе и Хельсинкских договоренностей, то есть самых основ системы сегодняшней европейской стабильности и безопасности.
Другие статьи:
Краткая биография Макса Штирнера
Немецкий философ Макс Штирнер (настоящее имя – Иоганн Каспар Шмидт) появился на свет 25 октября 1806 года в семье мастера духовых инструментов Генриха Шмидта. В связи с неблагоприятным материальным положением, а также продолжительной боле ...
Участие в выборах Президента России
14 ноября 2005 года с назначением Дмитрия Медведева на восстановленный пост первого заместителя Председателя Правительства, курирующего нацпроекты (помощником Медведева и директором департамента нацпроектов был назначен сын друга Путина Б ...
Система социального представительства
Каждое общество обладает той или иной социальной структурой, но далеко не каждая группа способна включиться в политику, используя институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения ...