Место Украины в современной исключительно сложной развивающейся европейской архитектуре определяется достаточно простыми реалиями. А именно тем, что Украина:
- вторая по территории и пятая по количеству населения страна Европы (поэтому, кстати, появление на политической карте мира Украины как нового независимого государства является одним из важнейших геополитических изменений в послевоенной Европе). Затем развитие ситуации как в самой стране, так и вокруг нее способно ощутимо отразиться на политическом климате всего европейского континента;
- частично находится в полосе нестабильности, которая тянется от Балкан через Приднестровье и юг Украины (Крым) до Закавказья;
- наибольший сосед России в Европе, который, кроме того, отделяет Россию от Центральной Европы, сдвигая ее, так сказать, в азиатском направлении. Именно Россия, учитывая ее могучий ресурсный и экономический потенциал, в первую очередь формирует политический микроклимат региона, в котором размещена Украина;
- оказалась на линии нового возможного геостратегического раскола Европы в связи с запланированным расширением НАТО на восток.
Обозначенные общие особенности геополитического положения в значительной степени определяют направления и задачи внешней политики Украины.
Как европейское государство, она не может не сотрудничать с европейскими структурами, не интегрироваться в них, о чем уже говорилось.
Чрезвычайно важным фактором, влияющим на содержание и направления внешней политики Украины, является Россия. Строительство сбалансированных и действительно партнерских отношений с ней, при одновременном эффективном противодействии любым притязаниям на свою независимость - для Украины задача особого значения. Не только сама Украина, а и вообще регион, в котором она находится, является сферой стратегических интересов России. Через территорию Украины проходят жизненно важные для России транспортные транзитные пути (газо- и нефтепроводы, автомагистрали и железные дороги), соединяющие ее с Центральной и Западной Европой. Через территорию Украины Россия получает самый близкий выход к Балканам, Средиземноморью и Приднестровью - регионам, где она стремится сберечь свое присутствие.[4]
Отношения Украины и России строились не просто, и они достаточно сложны. Это касается, однако, отношений не только России с Украиной, но и с другими новыми независимыми государствами. До сих пор значительная часть представителей московской политической элиты не смогла избавиться от великодержавного мышления и демонстрирует неготовность воспринимать новые независимые государства, в том числе и Украину, как равноправных партнеров. В соответствии с ее «рецептами», время от времени провозглашается готовность вмешиваться во внутренние дела других постсоветских республик, силой защищать на их территории так называемое «русскоязычное население», то есть укреплять свой международный вес силовым давлением на соседей. Это обычно часто приводит к противоположному эффекту, однако распаляет сторонников использования силовых методов в российской внешней политике. Положение в регионе усложняется еще и тем, что внутренняя ситуация России не является политически стабильной, о чем свидетельствуют случаи вооруженного противостояния исполнительной и законодательной власти в Москве, события в Чечне, нарастание настроений шовинизма, изоляционизма и т.д. Высказываются опасения, что Россия может отойти от демократических ориентиров и даже погрузиться в политический хаос. Подобное развитие событий чрезвычайно нежелательно и опасно для Украины и всего мирового сообщества.
Вопреки всем этим трудностям Украине за последний год удалось добиться заметного прогресса в отношениях экономический диалог с ней разблокирован и выведен на нормальный деловой уровень. Достигнуты важные договоренности по ряду тяжелых проблем, в том числе о реструктуризации государственного долга Украины России.
Встреча президентов двух стран в этом году в Сочи позволила найти политическое решение одного из наиболее болезненных вопросов украинско-российской повестки дня - проблемы раздела Черноморского флота. На переговорах по этому вопросу, состоявшихся в последнее время, достигнут значительный прогресс в разработке соответствующих двусторонних соглашений, хотя осталось еще несколько вопросов принципиального характера, по которым стороны еще не договорились.
К первоочередным среди них относится согласование принципов взаиморасчетов и мест базирования российского Черноморского флота в Севастополе. Украина не может согласиться с претензиями России относительно передачи ей всех объектов Севастополя, используемых ныне флотом, и почти бесплатного их использования. В этом случае весь город автоматически превратится в военную базу российского Черноморского флота, а Украина понесет значительный материальный и финансовый ущерб, тем более, что размещенные в Севастополе объекты составляют 89% всей инфраструктуры Черноморского флота. Очевидно, что все эти объекты не нужны для нормального функционирования флота России, о чем свидетельствуют не только теоретические расчеты на основании мирового опыта, но и практика сдавания тех или иных объектов в аренду, к которой прибегает командование Черноморского флота.
Другие статьи:
Гражданское общество, его отличительные черты и условия формирования.
Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества. Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В ...
Универсальны ли права человека?
Пока еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утверждают в частности, что они соответствуют лишь реальностям основанного на индивидуализме западного общества и неприменимы ко многим странам треть ...
Этические определения
Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов челов ...