В литературе выделяются 3 подхода к процессу девальвации личности: пессимистический, оптимистический, реалистический.
Пессимистический подход основан на соответствующем пессимистическом взгляде на развитие цивилизации. Например, современные философы называют проблемы, появившиеся в XX в. и беспо-коящие уже в XXI в. Это - тенденция к выхолащиванию демократизма, связанная, во-первых, с рождаемым глобализацией новым авторитаризмом, носителями которого выступают международные кредитно-денежные и торгово-экономические организации, транснациональные корпорации; и, во-вторых, с необходимостью противостоять международному терроризму. Это - тенденция к выхолащиванию социальной ориентированности, опять-таки связанная с процессами глобализации: недостатки рыночной системы (нежелание инвестировать в здоровье и образование граждан, в сбережение естественных ресурсов и защиту окружающей среды), отчасти нейтрализуемые на национальном уровне сложившимися механизмами государственного регулирования, воспроизводятся в расширенном масштабе на глобальном уровне, где эти механизмы отсутствуют.13[10]
У пессимистического подхода обнаруживаются свои корни, каковыми являются реальные трудности коррекции личности. Наглядной иллюстрацией этого могут служить социально-культурные проблемы, носителями которых являются сегодняшние подростки: снижение моральных критериев во взаимоотношениях между собой; неразвитая способность к состраданию и сопереживанию; девальвация в их глазах ценности образования и труда; отсутствие интереса к культурному наследию и истории своего народа; рост криминальной активности и отклоняющихся форм поведения и т. п.14
Оптимистический подход связан с коррекцией (исправлением) девальвации личности. Предусматривается социальная коррекция, зависящая от государства. В настоящее время, когда обесценились слова, многие понятия и идеалы, встает вопрос о том, чтобы укрепить человека духовно, иначе мы никогда не выберемся из кризисного состояния. Укрепление духовного приходится начинать с формирования жизненной самостоятельности, укрепления жизненной позиции.
В сегодняшней социальной неопределенности, противоречивости жизни это ощущение - важнейшая ценность личности. Таким образом, единственный путь к духовности и духовной силе - через самостоятельность, индивидуальность жизненной позиции. Духовность сегодня непосредственно соединена с ответственностью, требующей ответственности личности за свою жизнь и судьбу и будущее России.
Формирование национальной идеологии не может происходить директивно, в виде законодательных актов органов государственного управления, хотя отдельные элементы нормативной регуляции, очевидно, необходимы, но они будут эффективны лишь тогда, когда явятся фиксаторами уже сложившихся устойчивых тенденций общественного развития. Речь идет о том, что в основе национальной идеологии должна лежать не воля законодательного или исполнительного органа государства, а национальная идея - стихийно возникающее и объективно существующее представление народа об его месте и роли в ряду других народов. Национальная идея, возникшая как синтез потенциальных, неосознаваемых устремлений всех слоев общества, существует в нем хотя и объективно, но латентно и нерационально. Задача перевода ее в плоскость ясных, однозначных понятий стоит перед общественными науками и в первую очередь - перед философией. Этническим вариантом национальной идеи является русская идея.
Другие статьи:
Организационно-правовой механизм и принципы деятельности
СНГ
22 января 1993 года был подписан важнейший из документов Содружества - Устав Содружества Независимых Государств[3], который определил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования.
В Уставе Содружества ...
Новое политическое
мышление М. С. Горбачева
Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987—1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе провозглашенного к тому времени М. С. Горб ...
Политология как наука о политической системе общества. Политология
в Украине
Политология как наука сравнительно молода в Украине. Ныне происходит противоречивый процесс ее становления. Своеобразный политический ренессанс, который наблюдаем сегодня, таит в себе опасность компрометации этой науки, массового дилетант ...