Истон разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требования и поддержка) и «исходящие», связанные с первым путём обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования всего лишь исходный материал, из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Характер требований самый разнообразный. Они могут касаться распределения благ и услуг, расширения возможностей образования, продолжительности рабочего времени, правил движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, совершенствования законодательства о браке, здравоохранении, обеспечения общественной безопасности и т. п.
Другой вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплата налогов, различных обложений, труд на общественных началах, усердная воинская служба); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в политической жизни с целью сохранения и утверждения политических ценностей; почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надёжно. Импульсы – требования и импульсы – поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует её эффективности, больше того, в таких случаях политическая система перестаёт оптимально реагировать на поступающую социальную информацию. Может наступить её стагнация.
Отношение к требованиям, идущим от различных слоёв населения, зависит в значительной степени от типа политической системы. Нелегитимные, антидемократические, тоталитарные системы рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властями, их способностью защищать интересы народа. Поэтому такого типа системы стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Легитимные, демократические системы рассматривают запросы и требования как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.
На выходе системы формируются политические решения на разных уровнях, применительно к конкретным условиям; организуется проведение принятых политических решений в жизнь. На выходе системы политическая и организационная деятельность как бы сливаются в единый вид деятельности. Целью всей организационной деятельности является претворение в жизнь принятых политических решений. Не занимаясь организационной работой, невозможно направлять политику. Успех всей политики во многом зависит от организации дела.
Однако модель Д. Истона не раскрывает внутренней структуры и специфики функционирования отдельных элементов самой политической системы и её внутренней противоречивости. Истон сосредоточивает внимание на авторитарном распределении ценностей.
Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательно и реально исполняются. В период войны они значительно раздвигаются.
Политическая система
– это система окультуривания масс; механизм переработки требований в решения.
Структура политической системы. Современным политическим системам присуща структурная дифференциация - относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т. е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причём каждая структура должна выполнять какую – то функцию. Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращённые к ней извне или изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности.
Другие статьи:
Сущность и понятие фашизма
По своей сути фашизм - это государственный строй, основанный на идее сохранения целостности нации и государства, и подразумевающий прежде всего объединение народа вокруг идеи национального спасения, делегирование широких, а при необходимо ...
Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы. Социальная значимость внедрения разработанных мероприятий
Для создания и развития активного имиджа местной власти, нужно разработать создание проекта под названием «Будем добрее друг к другу». Этот проект предполагает выявление фигурантов из незащищенных и малообеспеченных слоев населения, у кот ...
Политическая система современной России.
Результаты многочисленных исследований последних лет свидетельствуют, что для России конца XX века характерна специфическая, как бы "двухэтажная", двухуровневая политическая система.
Верхний уровень
включает в себя как официал ...