Термин «политическая культура» впервые употребил немецкий ученый И. Гердер в 18 в. С момента своего возникновения политика имела ценностно–нормативное измерение, содержание которого составляли представления индивидов о социальном благе и справедливом устройстве общества.
«Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества»·.
Но данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления концепции политической культуры множественные споры вызывала проблема определения ее содержания.
Существовало две точки зрения:
1) политическая культура – объединенное множество политических позиций;
2) анализ политической культуры через поведение.
Однако обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали данное понятие со всех сторон и всеобъемлюще.
Наибольшую известность получили идеи американского политолога Г. Алмонда. В анализе политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому рассматривал данное явление как политический феномен.
Наиболее полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику»·.
Современное определение политической культуры таково: «Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе» и себя как политического актера».
Можно сказать, что политическая культура – двигатель политических решений, но она в то же время и противостоит им. Это та среда, в которой принимаются политические решения.
Выделяют следующие составляющие политической культуры:
1) наличие системы знаний о политике;
2) умение самостоятельно оценивать те или иные политические события;
3) способность участвовать в политической жизни;
4) умение управлять эмоциональной стороной политических действий.
Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим о политической культуре какого – либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения»·.
Структурные компоненты политической культуры:
«1) когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций;
2) мотивационная, связанная с особыми, эмоционально окрашенными стимулами политического поведения;
3) нормативная, связанная с выстраиванием определенного культурного (не опирающегося на юридические санкции)"законодательства» - эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном;
4) проективная, связанная с ответами на вызовы будущего и представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества»·.
Таким образом, политическая культура общества зависит от многих факторов:
- от общей культуры и менталитета народа;
- от степени рациональности его представителей;
- от престижа политики в государстве;
- от прав и обязанностей граждан.
Но и от уровня политической культуры зависит политическое сознание отдельно взятых людей. Разумеется, что в настоящее время невозможно достичь такого высокого уровня политической культуры, какой был в Древней Греции в период существования городов – государств.
Со временем уровень политической культуры не повышается, а напротив, падает. Дело в том, что цель политики – управление массами населения. В кибернетике существует закон необходимого многообразия, в соответствии с которым эффективное управление возможно в том случае, если разнообразие управляющей подсистемы выше разнообразия управляемой подсистемы.
Чтобы сделать управление более эффективным, правящая элита стремится (обычно неосознанно) к уменьшению разнообразия подданных, то есть действует в сторону усреднения, унификации человеческих характеристик.
Но политическая элита стремится не только уменьшить политическое участие, но и интеллектуальный уровень людей, а стало быть их способность разбираться в политических событиях, формировать собственную точку зрения на политику. Отсюда нацеленность на манипулирование общественным сознанием с помощью создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования.
Другие статьи:
Понятие и типология политических режимов
Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.
Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и с ...
Социологические методики анализа политических элит.
* меритократический метод (ценностный); самые лучшие являются элитой;
* альтиметрический (позиционный); элита – те, кто занимают высшие посты по законодательству, по конституции (но есть еще теневые фигуры);
* метод репутационного анали ...
Функции политической
системы общества
Функции политической системы общества – это определение социально-значимых целей развития общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; управления политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, прес ...