Существует несколько подходов к типологизации политических культур. Наиболее распространены исторический, функциональный, структурный.
В рамках исторического подхода (Габриэль Алмонд и Сидней Верба, 1966) тип политической культуры общества определяется выраженностью гражданской позиции его членов. Патриархальная культура характеризуется безразличным или негативным отношением членов общества к политической власти, отсутствием интереса к политике и нежеланием принимать в ней участие. Здесь люди считают себя членами маленьких групп (парафий) - семья, профессиональные сообщества, друзья и пр., а не гражданами государства. Подданическая культура характеризуется отсутствием интереса к участию в политике, пассивным отношением к политической власти. Хотя люди уже осознают себя членами политического сообщества, их роль в государстве сводится к пассивному подчинению власти. Культура участия характеризуется значительным интересом членов общества к политике, активным отношением к политической власти, желанием лично принимать в политике активное участие. Авторы типологии отмечают, что в современном обществе не существует чистых типов политической культуры и выделили следующие смешанные типы: патриархально-подданическии (постколониальные страны Африки и Азии), патриархально-участвующий тип (страны, идущие путем демократического развития, например, Индия), подданический-участвующий тип распространен в стабильных демократиях.
Согласно функциональному подходу, предложенному Ежи Вятром (1977 г), политическая культура, как компонент политической системы; с одной стороны? значительно влияет на политический режим, с другой - испытывает на себе его влияние. В соответствии с тремя базовыми политическими режимами выделяют следующие типы политических культур. Тоталитарная политическая культура характеризуется идеологической заангажированностью политического сознания и поведения членов общества, так как в тоталитарных системах официальная идеология пронизывает и контролирует все сферы жизни человека. Для тоталитарной культуры характерен культ вождя, мифологизация сознания, активно - подданническое отношение к власти. Тоталитарная власть требует постоянного выражения активной поддержки ее со стороны общества. Аполитичность рассматривается как проявление нелояльности по отношению к режиму (принцип "кто не с нами, тот против нас"). Мотивом политической активности членов общества здесь является страх.
Авторитарная политическая культура, наоборот, характеризуется аполитичностью. Хотя члены общества могут проявлять активность в других сферах общественной жизни (экономика, культура и т.п.), это не характерно по отношению к политике. Аполитичность культивируется режимом, который довольствуется пассивно-подданническим отношением со стороны общества (принцип "кто не против нас, тот с нами"). Демократическая политическая культура характеризуется толерантным отношением к разным политическим взглядам и проявлениям оппозиции. Самыми важными политическими ценностями являются гражданские права и свободы. Поскольку граждане свободны в отношении проявлений политического участия, политическая активность в данной культуре, как правило, средняя. Переходные типы политической культуры характерны для стран, находящихся в процессе трансформации - целенаправленного перехода от
одного политического режима к другому. Например, переходная п. к. характерна для посткоммунистических стран, где осуществляется переход от тоталитарного режима к демократическому.
В рамках структурного подхода выделяют гомогенный тип политической культуры, которьш характеризуется тем,, что различные социальные образования (социально-классовые, этно-национальные, религиозно-конфессиональные и пр.), несмотря на разницу в отношении к власти, имеют некое общее основание, названное доминирующей культурой. Доминирующая культура выполняет функцию интеграции политической системы, придание ей целостности. Субкультуры, не придерживающиеся правил доминирующей культуры, называются антисистемными. Гетерогенный тип политической культуры характеризуется отсутствием доминирующей культуры, что порождает различные политические конфликты между субкультурами.
Другие статьи:
Основные идеологические течения в современном мире
а) Либерализм и неолиберализм.
В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной основой которого послужила политическая философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. ...
Роль методологии в политическом познании и практике
Методология — это учение о наиболее целесообразных, эффективных для данного объекта приемах, способах получения достоверных знаний о нем.
От методологических установок — сочетания приемов, способов познания зависит картина объекта познан ...
Сущность принципа разделения властей
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид ...