Политология » Политические партии и современные лидеры России » Политический режим: понятие и форма.

Политический режим: понятие и форма.
Страница 2

терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова).

2. Неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность.

3. При тоталитаризме центром власти является одна партия, при авторитаризме - государственные органы как средоточие властных функций.

4. Авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, со­словные или племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму (в период становления тоталитаризм разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, «превращает классы в массы»).

5. При тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется тактика избирательного террора.

6. Тоталитаризм полностью исключает политическую оппозицию,

авторитаризм до­пускает частичный запрет на деятельность оппозиции;

Выделяют четыре основных вида авторитарных режимов; тирания, абсолютистские

диктатуры, военные режимы и однопартийные режимы.

Тирания - это режим личной власти, направленный на удовлетворение эгоистических желаний тирана. Она гибнет, как правило, вместе со смертью диктатора. Абсолютистские диктатуры (или династические ре­жимы) отличаются от тираний тем, что власть организована и осуществляется на основе строгих правил и процедур. Обычно власть разделяется между членами семьи монарха, пе­редается по наследству и является легитимной в силу традиций (Саудовская Аравия, Султа­нат Бруней, Объединенные Арабские Эмираты). Военные режимы возникают во время пере­воротов и сохраняются во многих молодых государствах Азии и Африки. Военные могут управлять государством как прямым путем, беря на себя все функции правительства, так и косвенным, осуществляя контроль за гражданским правительством. Авторитарные однопар­тийные режимы используют единственную политическую партию как средство для мобили­зации массовой поддержки правительству. Однако партия не превращается в самодовлеющую силу и конкурирует за влияние с другими центрами власти (армией, церковью, корпо­рациями).

Однопартийность в авторитарном режиме может принимать различные формы:

а) власть монополизирована одной партией, не допускающей появления и существования дру­гих партий (Того, Заир);

б) режим «полуконкурентного» типа, где реальными шансами на победу на выборах президента или депутатов в парламент обладают лишь кандидаты, одобренные руководством доминантной партии (Кения, Замбия);

в) формально многопартийные авторитарные режимы. Плюрализм здесь лишь прикрывает монополию на власть одной группировки (Нигерия в 70-8-е гг.). Оппозиция же настолько слаба и маловлиятельна, что ей позволено существовать.

Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики, различают во­енные, олигархические, популистские и бюрократические режимы. Военные или «преторианские» режимы возникают чаще всего в результате государственных переворотов. Причи­нами захвата власти военными являются кризис политических структур, политическая не­стабильность, чреватая острыми социальными конфликтами. Социальной предпосылкой во­енных переворотов выступает «преторианское общество», специфические черты которого, сформулированные Д. Раппопортом, сводятся к следующему:

· отсутствие консенсуса среди наиболее влиятельных группировок относительно «правил игры»;

· острый конфликт по поводу перераспределения власти и ресурсов между основными политическими силами;

· низкий уровень легитимности и институционализации власти.

Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентра­цией законодательной и исполнительной власти в руках военного совета. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности, которая осуществляется армией, полицией, спецслужбами. Как правило, военные режимы оказыва­ются не в состоянии обеспечить экономическую эффективность.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Виды власти. Проблемы легитимности власти
Особенности различных элементов власти — субъекта, объ­екта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на кот ...

Типология групп интересов
В политической науке сложилась достаточно разветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности. Так, с точки зрения происхождения и степени организованности выделяются анемические и институци ...

Право на насилие, теракты, партия бездумной толпы, политическая игра, отсутствие социального, выборность
В один прекрасный солнечный день ко мне, прогуливающемуся по улице, подошла девушка, проводящая социологический опрос (по крайней мере она назвала это социологическим опросом). Первое, что она спросила, было следующее: «скажите пожалуйста ...