Политология » Практика возникновения и разрешения социально-политической напряженности в обществе » Типология современных конфликтов. Вооруженный конфликт

Типология современных конфликтов. Вооруженный конфликт
Страница 1

Совокупностью проблем, относящихся к различного рода конфликтам, занимается специальная наука, выделившая из политологии,

конфликтология. Последняя предлагает следующую типологию современных конфликтов.

В самом общем виде конфликты делятся на два типа:

внутренние, когда основным вопросом становится вопрос о власти, лидерстве в государстве, обществе, движении, партии, и внешние (международные), возникающие на основе различий в системах социально-политических ценностей, противоречий и борьбы внутри той или иной группы государств. Внутри этой типологии конфликты классифицируются по субъектности, сферам отношений между конфликтующими сторонами, по масштабности.

По субъектности. Конфликт возможен между государствами (межгосударственный: Великобритания—Аргентина, Иран-Ирак) ; между нациями (межнациональный, этнический: армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха); между классами (межклассовый: различные виды социальных революций); между конфессиями (религиозный: бывшая Югославия, Индия); между расами (расовый: в недавнем прошлом в ЮАР).

По сферам отношений между конфликтующими сторонами (политический, военный, экономический, торговый, финансовый, таможенный и др.).

По масштабности. Различают конфликт международный (первая и вторая мировые войны); региональный (Израиль — арабские государства, Ирак — государства Персидского залива); локальный (Чеченская республика — Российская Федерация).

Особым типом конфликта является вооруженный конфликт.

Он возникает, когда внутренние или внешние противоречия выливаются в вооруженное столкновение между сторонами. Соответственно различают внутренние и внешние вооруженные конфликты, которые при несвоевременном их прекращении объективно перерастают в войны, как внешние, так и внутренние (гражданские). Наша эпоха служит впечатляющим примером подобного рода, поскольку ее политический профиль определяется в значительной мере военными событиями, такими как две Мировые войны, антиколониальные войны, гражданские войны и масса военных конфликтов.

Начиная с некоторого уровня сложности, государства создают специальные органы для развязывания вооруженных конфликтов, ориентированные как против внешних врагов, так и против внутренних групп, пытающихся свергнуть существующую государственную власть. Эти органы со временем образуют важнейшую часть правительственного аппарата в каждом государстве. Вооруженный конфликт — это крайняя форма, которую принимают в политической действительности внутренние и внешние противоречия. Его начало свидетельствует о том, что конфликтующие стороны не видят другой реальной возможности устранения своих разногласий кроме вооруженного насилия. Когда диалог и переговоры не дают результата, а на карту ставятся интересы, рассматриваемые конфликтующими группами как жизненно важные и неотъемлемые, в конечном итоге трагическую черту подводит вооруженная сила. В ходе вооруженного конфликта сражающиеся группы пытаются путем вооруженного насилия добиться того, что они не смогли достичь во время переговоров. Каждая из групп стремится навязать противнику свою волю, подчинив его своим политическим целям, для чего наносит суровые удары по его людскому и материальному потенциалу.

В вооруженном конфликте люди противостоят друг другу не как индивиды, а как члены политических общностей (государств, повстанческих групп, партий и т.д.), в той или иной степени подвергая свою жизнь опасности в борьбе за политические цели, которые они могут как разделять, так и нет.

Независимо от тех причин, которыми воинственные группы оправдывают конфликт, объективно он представляет собой расходование значительных людских и финансовых ресурсов. Понятно, что будучи использованными в военной сфере, эти ресурсы ограничивают удовлетворение многих коллективных и, в первую очередь, социальных потребностей (Чечня). Это может привести к обману надежд и конфликту внутри политической системы.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Брахманизм как основа политической культуры ведической цивилизации. Влияние идей брахманизма на политическое мировоззрение ведического общества
Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахм ...

Политическое развитие и модернизация. Политическое развитие. Понятие политического развития
Эволюция политических систем и ре- жимов правления в каждый отдельный момент отличается тем или иным состоянием структур управления, степенью включенности граждан в отношения с государством и другими показателями, выражающими качественные ...

Политический кризис как источник обновления и развития политических систем
Россия (1993 года, 12 дек –новая п.с. с конституцией – новая полит система вросла из всеобщего кризиса) 90-е – заложили определенную парадигму, пр элита вела страну к революции, а сама страна во многих сферах доб больших рез-ов. 54. Соц ...