В современном мире существует многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации.
В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяются на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные.
Для тоталитарной политической системы характерны полное подчинение личности и общества государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером [14, с. 234].
Демократическая политическая система общества предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. Ее характеризует подлинный политический плюрализм [18, с. 167].
По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма: СССР, ГДР, КНР. Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем общества.
Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную политические системы общества.
Например, политическая система англо-американского типа существует в США, Канаде, Великобритании, Австралии. Она характеризуется высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов. Власть и влияние распределены между различными звеньями. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей.
Континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, присущих каком-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.
Доиндустриальная или частично индустриальная политическая система (многочисленные страны Азии, Африки, Латинской Америки) имеют смешанную политическую культуру. В основе местных политических субкультур лежат ценности клана, рода, общины, племени. Найти согласия в данной политической системе общества, не прибегая к насилию, практически невозможно. Для этого типа политических систем свойственен авторитаризм, концентрация власти и влияния узкого круга лиц.
Политическая система тоталитарного типа – это фашистская Италия, нацистская Германия, страны «мировой системы социализма, функционирует на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц, степень насилия высока [2, с. 137-138].
Развернутую классификацию политических систем предлагает Чарльз Эндрейн. Он вычленяет четыре типа политических систем:
- народную или племенную;
- бюрократическую авторитарную, в двух вариантах: государственный капитализм и государственный социализм;
- согласительную, в двух вариантах: конкурентные олигархии и плюралистические демократии;
- мобилизационную, в двух вариантах: популистском и элитистском [1, с. 34-35].
Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим Ж. Блоидель выделил пять основных типов: либеральные, демократии, коммунистические или авторитарно-радикальные, традиционные, популистские, авторитарно-консервативные политические системы общества.
Другие статьи:
Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы.
Программа социологического исследования особенностей формирования имиджа
главы муниципального образования
Обоснование проблемы исследования.
Административная реформа и формирование полноценных органов местного самоуправления нуждаются в новом типе управленца-менеджера, способного принимать нестандартные решения, готового к инновациям, умеюще ...
Общественная мысль и
особенности общественного движения в России в ХIХ в.
История русской общественной мысли и общественного движения конца XVIII — XIX в. крепкими нитями связана с проблематикой освободительного движения в России, которое оказывало громадное влияние на политические представления русского общест ...
Особенности проведения и социологического сопровождения избирательных
кампаний в современной России особенности проведения избирательной кампании избирательное
законодательство меняется почти под ка
Использование административного ресурса детерминирует избирательный процесс. Медведев.
Если кандидата поддерживает администрация, пол дела сделано.
Участие партии власти, ее доминирование.
Люди плохо ходят на выборы (абсентеизм). Сейча ...