Общая черта развития государств любого типа, как определенной организации, - разрастание его аппарата и все большее его обособление не только от общества, но и от социальных классов, чьи интересы оно преимущественно выражает. Дело в том, что усложнение социальной жизни и необходимость упрочения государственной организации неизбежно порождают тенденцию увеличения степени организованности, постоянного возрастания ее сложности и степени централизации. Данная тенденция есть проявление системного закона необходимого разнообразия. Для того чтобы система могла противостоять натиску со стороны, количество внутренних состояний, в которых она может находиться, должно быть не меньшим, чем количество состояний или разнообразия действующей на нее среды. Отсюда, чем сложнее социальная жизнь, тем сложнее должна быть организованная структура государства в целом. Следствием этого является и усложнение возможностей контроля за государством со стороны наиболее могущественных классов и общества. https://www.avtoiks.ru продам стеллажи для магазина - торговые стеллажи.
Относительная самостоятельность государства в отдельных социально-исторических ситуациях может носить чрезвычайны характер. Эти ситуации, во-первых, возникают, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к основным классам общества. Вследствие этого равновесия сил более или менее явные, открытые, прочные, прямые формы господства определенных классов уступают место скрытым, косвенным, неустойчивым формам господства и управления. Во-вторых, предпосылкой чрезвычайной относительной самостоятельности государства является неразвитая социально-классовая структура общества. В результате ни один из классов не может добиться доминирующего положения, а государство контролируется либо союзом классов, либо промежуточными слоями.
Относительная самостоятельность любого государства может, очевидно, проявляться в его известной независимости от интересов экономически господствующих групп, от борьбы социально-политических сил и определенного несовпадения их целей в том или ином обществе. Социально-историческая динамика такова, что в условиях кризисов общественного развития, ослабления безраздельного господства определенных классов и усиления политической борьбы государство «сдвигается» в сторону обеспечения функций гаранта порядка и целостности общества. Для этого оно в известной мере «дистанцируется» от борьбы социально-политических сил, как бы ставит себя над ними, стремится занять политически как бы нейтральное положение. Эта «квазинейтральность» государства особенно четко проявляется в динамичные переходные периоды и в историческом плане возрастает по мере усиления интенсивности развития общества, расширения сферы публичной политической жизни. Тенденция к нейтральности государства обнаруживает себя, в частности, в его известной «деидеологизации», в которой в большей или меньшей степени заинтересованы все борющиеся политические силы. При этом центром решения социально-политических проблем становится парламент, где доминирующее положение принадлежит наиболее могущественным партиям. Автономия государства в ее внешней форме выражается в том, что оно предстает как символ единства нации, целостности общества, движущегося через борьбу социально-политических сил в поисках оптимальных путей общественного прогресса.
Наряду с этим организационным стандартом государства история дает другую, полярную ему модель. Она характеризуется жесткой связанностью экономически господствующих классов и государства, безраздельным руководством государственной властью со стороны этих классов.
Другие статьи:
Подвижность границ политики
Отмеченные выше индикаторы (критерии) политики отражают ее статику, важнейшие постоянно воспроизводимые черты. В то же время политика достаточна динамична, изменчива, подвижна. Она распространяется на многие экономические, культурные и др ...
Древняя и средневековая демократии. Первобытная
демократия
Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще догосударственное прошлое — в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Некоторые ученые-этнографы утверждают, что демократия — один из важнейших фак ...
Теоретико-методологические основы изучения имиджа органов власти. Имидж: понятие, виды, функции, основные составляющие
Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядоченное регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Это особый, ...