Раскрыв междисциплинарный характер политологии, мы тем самым показали характер взаимодействия и взаимовлияния политической науки и других родственных ей гуманитарных и социальных наук: философии, истории, социологии, психологии. Однако для прояснения специфики политологии было бы полезно установить особенности подхода каждой из этих наук к изучению политической сферы общественной жизни.
Из всего цикла философских наук наиболее близкой политологии по объекту исследования является социальная философия. Социальная философия рассматривает политику под своим углом зрения — с общемировоззренческих и методологических позиций. В мировоззренческом плане социальную философию интересует место и роль политической сферы общественной жизни среди других сфер общественной жизни: материальной, духовной, социальной. В социальной философии политика рассматривается в широком и многоплановом контексте как часть более сложной, динамичной и самовоспроизводящейся системы, каковой является человеческое общество. Таким образом, философское исследование политической сферы направлено не на раскрытие действия в нем конкретных механизмов (этим преимущественно занимается политология), а на формирование общей картины мира, и уяснение места в нем человека: является ли человек свободным, самодеятельным субъектом политического действия, или же он пассивный объект воздействия различных сил и т. д. Важной областью социально-философских изысканий служат также прояснение взаимодействия в политическом сознании общественного и индивидуального личностного начала, исследование природы политических убеждений, верований, норм, ценностей и идеалов.
Тесная связь существует между политологией и социологией. Переплетение проблематики этих наук послужило поводом для дискуссии в научной литературе по вопросу о том, можно ли рассматривать политологию как самостоятельную науку или же в качестве политической социологии она является составной частью социологии.
Ряд видных теоретиков политики (М. Гравитц, М. Дюверже, М. Хэттинг, О. Берг-Шлоссер и др.) отказывают политологии в праве на самостоятельное существование и рассматривают ее в качестве политической социологии. Нам представляется более правильной позиция тех авторов, которые считают, что при такой трактовке политологии утрачивается дифференцированный подход к политике, недостаточно учитывается множественность политических дисциплин и, в частности, специфика социологического анализа политики. К тому же при отождествлении политической социологии с политической наукой возникает вопрос об отношении к ней несоциологических политических дисциплин—политической философии, политической психологии, политической географии и т. д. Понимая сложность разграничения областей исследования политологии и социологии, мы, как следует из вышеизложенного, считаем необходимым признать право на существование политологии как междисциплинарной целостной, но структурированной науки о политике и поэтому рассматриваем политическую социологию в качестве составной части политологии.
Как отмечалось ранее, политической теорией и практикой занимается целый цикл юридических дисциплин: теория государства и права, конституционное право, международное публичное право. И следует признать, что проблемное поле этих дисциплин пересекается с политологией. 0днако, как справедливо считает М. Н. Марченко, этот цикл дисциплин, в отличие от политологии, не является чисто политологическим. Эти науки более точно можно назвать политическо-правовыми, поскольку они, занимаясь проблемами государства и права, в отличие от политологии, сосредоточивают внимание не на политических явлениях, процессах и отношениях, а рассматривают их прежде всего в юридическом плане. Например, касающимися норм права, правоотношений, правомерного поведения, юридической ответственности.
Другие статьи:
Мораль и политика: общее и специфическое. Функциональная
общность политики и морали
Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют и общие черты, и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника — противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека — с одной ...
Теории демократического элитизма
Основные положения ценностной теории элит лежат в основе концепций демократического элитизма (элитарной демократии), получивших широкое распространение в современном мире. Они исходят из предложенного Иозефом Шумпетером понимания демократ ...
Постбихевиористская революция
В
60—70-х гг. XX в. в политической науке формируется устойчивое стремление к преодолению ограничений, связанных с преобладанием психологических и формализованных методов изучения политики, воспринятых политической наукой под влиянием пози ...