Формально термин "идеология" появился в начале XIX в. (его ввел в научный оборот французский философ Дестюб де Траси). Но трудно представить себе государство, начиная с античных времен, без элементов идеологии.
Разве не является идеологией философская концепция Аристотеля о "правильном государстве", преследующим "общее благо"? Или – в эпоху Возрождения – идея Макиавелли о сильном централизованном государстве, которое только и в состоянии обеспечить государственный суверенитет?
Идеология определяется условиями жизни общества, является отражением в сознании общественного бытия и, в свою очередь, активно воздействует на развитие общества.
В этом политическая идеология тесно связана с политической наукой. Анализируя конкретные политические течения – от Платона и Аристотеля до мыслителей XX в., белорусские политологи отмечают, в частности, практическое отсутствие границы между познанием политики и нормативными основами политических идеологий, между научным беспристрастием и политическими предпочтениями. В идеологии научные знания об обществе, государстве и политической жизнедеятельности как таковой преломляются через призму социальных предпочтений. Таким образом, идеологию можно охарактеризовать как систему идей, представлений, понятий, выраженную в различных формах сознания.
Политическая идеология обосновывает общественные идеалы как значимые для всего общества и конкретизируется в политических доктринах, в программных документах и т.д.
К уже ставшим традиционными функциям политической идеологии относятся:
– легитимизация власти определенных политических сил и режимов;
– мобилизация и интеграция общества (единение на общей идеологической платформе является цементирующей основой социума);
– конгнитивная функция (здесь речь идет о том, что, отражая то или иное общество, идеология несет в себе и конкретные научные знания о его особенностях и его качественных характеристиках);
– конструктивная функция наиболее четко проявляется в принятии программных действий, которые затем реализуются на практике;
– в нормативной функции содержатся определенные ориентиры – нормы, которых следует придерживаться;
– компенсаторская функция определяет перспективы социального развития;
– функция коммуникатативная помогает выработать общий угол зрения, через который общество (или конкретный социальный слой) оценивает происходящие события.
В учебниках политологии даны подробные характеристики основных направлений идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.
Либерализм возник в период буржуазных революций XVIII–XIX вв. как выражение интересов третьего сословия. Классический либерализм (Локк, Монтескье, Смит) отстаивал идею индивидуальной свободы, в том числе свободного рыночного обмена и невмешательства государства в социально-экономическую сферу. Кризис теории либерализма стал следствием мирового экономического кризиса. И неолиберализм уже стал включать в себя вмешательство в социально-экономическую сферу, в частности, путем цикличного балансирования бюджета, проведения налоговой политики, увеличения расходов на социальную сферу.
Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на французское Просвещение и революцию. Представители классического консерватизма (Берк, Бональд, де Местр) выражали интересы аристократии, склонной к сословным привилегиям, и считали, что подлинной природе человека чуждо слово "свобода". Важнейший признак консерватизма – нравственный абсолютизм, традиционализм. По мнению классиков консерватизма, основа порядка в обществе – социальная иерархия. Неоконсерватизм находится под определенным влиянием либерализма, при этом принцип свободы ставится выше принципа равенства. В экономической области неоконсерватизм выступает за ограниченное управление со стороны государства.
Другие статьи:
Национальный суверенитет: понятие, значение для конкурентоспособного
государства
СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни ...
Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократии
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, ...
Ненасильственные способы борьбы в правовом государстве
Все эти и многие другие способы ненасильственных действий этически нейтральны и могут использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. В последнем случае они прямо противоречат гуманистическому духу и сути концепции ...