Однако прошло время, и на фоне возраставшего в тот период кризиса государственной власти усилилось недоверие уже к самому действовавшему в то время государственному руководству.
Упаднические настроения особенно отчетливо начали проявляться с весны 1993 г. Наибольший процент (примерно третья часть) считали, что большинство людей жили скорее в нестерпимых условиях, и более того – опасались перемены к худшему. Примерно такое же количество респондентов оценивало социальную ситуацию в республике как напряженную и имеющую тенденцию к обострению. Последнее подтверждается динамикой данных, полученных по ряду однотипных вопросов в ходе опросов 1992 – 1993 гг. Так, участниками забастовок намеревались стать в июле 1992 г. 3,1 %, в июне 1993 г. – 21,8 % опрошенных (то есть в 7 раз больше).
После выборов Президента Республики Беларусь массовые настроения резко изменились в пользу укрепления государственной власти и роли государства в развитии общества. Рейтинг доверия Президенту с первых социологических опросов по сегодняшний день очень устойчивый (а в преддверии политических кампаний он, как правило, еще более повышается). В целом наибольшим доверием у респондентов пользуются основные институты государственной власти. В этом проявляется надежда населения на руководство страны, возглавляемое Президентом, в котором народ видит основную силу, способную все более стабилизировать ситуацию.
Именно на поддержание курса устойчивого развития, с учетом массовых настроений, направлена в Беларуси социально-экономическая политика, базирующаяся на идеологии белорусского государства.
Анализ ряда документов (в том числе "Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы" и на 2001 – 2005 гг.) приводит к выводу о том, что квинтэссенцию избранной политики реформ составляет создание социально-ориентированной рыночной многоукладной экономики с приоритетной ролью государства в ее становлении.
Характерным является и то обстоятельство, что и политические партии не отрицают роли обновляемого государства в реализации социальной политики.
Во всем этом проявляется менталитет самого нашего общества, основанный на традициях социальных гарантий и государственной заботы о населении.
Таким образом, можно говорить о постепенном формировании в Беларуси идеологии реформ, которую целесообразно расценивать и как идеологию белорусской государственности.
По сути, идея сильного государства, не опекающего, не подавляющего, а поддерживающего и страхующего гражданское общество, и может в нынешних условиях стать той "общей волей" (Ж.-Ж. Руссо) или идеей справедливости, которая должна лежать в основе практически любого общественного устройства как нравственный стержень общества, как основа национального согласия.
Другие статьи:
Классификация, функции и тенденции развития лидерства. Типы
лидерства
Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметног ...
Оценка Е.М. Примакова геополитических изменений в мире после теракта 11
сентября 2001года
В первые дни после ужасного теракта 11 сентября 2001года во всех СМИ самые частые реплики были: «11 сентября началась третья мировая война», «Мир в одночасье необратимо изменился», «ХХI век начался 11 сентября» и так далее. Действительно ...
Политические системы
Вопрос1.
Система –
совокупность двух и более элементов соединенных устойчивой связью.
Теория систем активно начинает развиваться в западной Европе с конца 19 века. Сначала возникает так называемая общая теория систем, которая относитс ...