Политология » Власть и властные отношения » Понятие власти. Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти

Понятие власти. Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти
Страница 3

Сила власти, подчиненность объекта субъекту зави­сит также еще от одного важного фактора — неравенства

. Мы уже касались того, что в основе подчинения одного чело­века другому (объекта-субъекту) лежит неравенство.

Власть — возникающая на основе естественного не­равенства, всегда носит характер межличностного взаи­модействия, всегда персонифицирована. Возникает под­чинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое пре­имущество, едва ли его распоряжения будут выполнять­ся. Власть, основанная на социальном неравенстве, утра­чивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника неза­висимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физи­чески или слабее. Именно такая власть носит более опре­деленный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На­пример, руководитель предприятия, лидер партии обла­дают исключительным правом на принятие решений, обя­зательных для подчиненных.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ре­сурсов власти.

Под ресурсами власти следует понимать все те сред­ства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Ресурсы власти — это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информа­ции), либо орудия, с помощью которых можно лишить чело­века тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут исполь­зоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти очень многообразны. Существует не­сколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нор­мативные.

К утилитарным

относятся материальные и другие со­циальные блага; к принудительным

— меры уголовного и административного воздействия; к нормативным

относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ори­ентации и нормы поведения человека. Они призваны обес­печить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на эко­номические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы

— это материальные ценно­сти, необходимые для общественного производства и по­требления (деньги, продукты питания, полезные ископае­мые и др.).

Социальные ресурсы

— способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в соци­альной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

Культурно-информационные ресурсы

— знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Силовые ресурсы

— это оружие и аппарат физиче­ского принуждения, специально подготовленные для это­го люди.

Специфическим ресурсом власти является сам чело­век (демографические ресурсы). Люди — это универсаль­ный, многофункциональный ресурс, который создает дру­гие ресурсы.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности внешней политики России на современном этапе.
Для нас, российских граждан, особо стоит вопрос о месте и роли России в мировом сообществе в настоящее время. Дискуссионным остается вопрос о том, остается ли Россия после распада СССР великой державой, способной конкурировать на мировой ...

Социальное государство
Утверждение правового государства как политической реальности не означало «завершения» исторической эволюции государственности. В ходе исторического развития в XXв. обнаружился ряд исторических ограничений и существенных противоречий, зал ...

Постмодернизм
Постмодернизм — это не столько методология, система принципов и вытекающих из них методик исследования, сколько сложное интеллектуальное движение, совокупность познавательных и практических ориентации, появление которых связано с рядом те ...