Особенности различных элементов власти — субъекта, объекта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.
Экономическая власть
— это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.
Социальная власть
— это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.
Политическая власть — всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.
Политическая власть характеризуется рядом признаков:
1) легитимностью
в использовании силы в пределах государства;
2) верховенством,
обязательностью решений для всякой иной власти;
3) публичностью,
т. е. всеобщностью и безличностью, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
4) моноцентричностью,
т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);
5) многообразием ресурсов.
Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.
Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхождение в политическую элиту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических страдах нормой становится конкурентная борьба на выборах.
В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации — все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.
Нормы создаются обоими участниками властного взаимодействия, хотя вид закона им придают государственные органы.
Политическая элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения.
Особым видом политической власти является государственная власть.
Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм).
Духовно-информационная власть
— это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные и просветительские учреждения, а также через средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.
В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.
По широте распространения выделяются мегауровень — международные организации (ООН, НАТО); макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.
Другие статьи:
Предоставление обширной информации
Предоставление слишком обширной информации, которая способствует запутыванию проблемы и тем самым подрывает доверие к информации, отвечающей реальности является ещё одним способом манипулирования общественным мнением. Информационную базу ...
Использование символики
Важное место в политическом манипулировании занимает использование символики. Возникло даже специфическое название – «символическая политика», которая функционирует благодаря комплексу «имиджей», имеющихся у людей. Имидж – такое отображен ...
Психологические концепции и интерактивный анализ
Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основопол ...