Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.
Следует иметь в виду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конкретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политических систем было бы невозможно.
Исследователи выделяют несколько источников легитимности.
1. Участие граждан в управлении,
что создает общую причастность людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом.
2. Технократическая легитимность,
т. е. легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т. п. деятельности власти.
В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности, Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).
3. Легитимность через принуждение.
Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила — это последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.
Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима.
Основными причинами делегитимизации являются следующие:
а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;
б) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;
г) нарастание бюрократизации и коррумпированности;
д) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;
е) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрезвычайно важное значение.
Другие статьи:
Понятие выборов, их место в развитии гражданского
общества. Функции и принципы свободных
демократических выборов
В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включение их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты ...
Историческая личность Н.М. Карамзина. Краткие
биографические сведения о жизни Н. М. Карамзина
Карамзин Николай Михайлович (1[12].12.1766—22.05 [3.06].1826), писатель, критик, историк, журналист. Родился в селе Михайловка Самарской губернии в семье помещика. Образование получил в Москве в пансионе профессора Шадена (1780—83). Первы ...
Концепция демократии Руссо
Виднейшие представители теории идентитарной демократии — Руссо, Маркс, Ленин, Карл Шмитт. Первым наиболее ярко выразил и обосновал важнейшие принципы этого типа демократии Жан Жак Руссо (1712—1778). Он подверг критике либеральное разделен ...