Политология » История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем » Русская политическая мысль

Русская политическая мысль
Страница 2

-крепостное право надо отменить, но условия для этого еще не созрели.

В итоге был выполнен только один пункт, 1810 создан государственный совет, а всё остальное осталось проектом. Сперанский подчеркивал роль закона, правовое государство это идея Сперанского.

Что помешало реализации этого плана:

-сопротивление консерваторов, дворянства.

-начало войны с Наполеоном.

-перемена настроений самого императора

(попал под влияние совсем других людей, настроенный консервативно).

Вся эта неопределенность вызвала в 1825 г. вызвало восстание декабристов.

Декабристы делились на 2 движения:

-умеренное

(Муравьев и его конституция, предполагавшее введение в России конституционной монархии. В России создаётся федерация из 13 держав).

-радикальное

(представлено южным обществом. Идеологию её выразил П. И. Пестель в своей «Русской правде»).

Это проект унитарной республики, царская семья должна быть физически уничтожена, исполнительная власть принадлежит директории из 5 человек в роли президента и каждый из которых по очереди исполняет в течении года обязанности главы государства).

И Пестель и Муравьев сторонники отмены крепостного права.

В 30-ые годы, думающая часть общества ставила вопросы: как должна развиваться Россия? По пути запада или по своему особому пути. То есть именно тогда в 30-ые годы возникло противостояние западников и славянофилов. Которое у нас имеет место еще и сейчас.

П. Я. Чаадаев.

Он стоит у истоков западничества и так же его «Философические письма».

В письмах он отметил величество страны, но живет она убого, он говорит, что это потому что она выбрала восточную ветвь христианства в виде православия и тем самым поставила себя на обочину европейской цивилизации. Выход в том, чтобы взять за образец западную модель и идти полностью по западному пути.

В 40-ые годы формируется ветвь западничества среди русской интеллигенции.

Сторонники западничества были последователями либерализма.

Либерализм не был никогда не был в России влиятельным политическим движением:

Причины:

-Не было развитого среднего класса (доля среднего класса около 20%).

-Российская ментальность (это ментальность общинная, коллективистская) - Плохо уживается принцип индивидуальной свободы).

-Политическим идеалом либералов является республика или конституционная монархия или республика, а в России прижились другие идеалы (абсолютная монархия).

Реформы Александра

II

60-х. годов. Вызвали всплеск либеральных идей (как бы подстегнули развитие либерализма).

Либерализм разделился на 2 ветви:

-Классический.

-Социологизированный.

Б. Н. Чичерин.

Был представителем классического либерализма.

Основные идеи Чичерина:

-сторонник правового государства (

основанного на законе)

-так же сторонник конституционной монархии.

-противник теории естественного права (

все права даются человеку государством).

Формируется понятие этатизм –

очень сильное преувеличение роли государства в политической жизни, даже у либералов.

-государство не должно вмешиваться в социальные отношения (

поддержка нуждающихся дело частное, а не государственное).

-государство должно издавать одинаковые для всех законы, но не вмешиваться в социальную жизнь, т. е. он противник идеи социального государства.

П.И. Новгородцев.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Цели, методы и средства в политике. Соотношение целей и средств в политике. Что такое цели и средства в политике?
Политика по своей сути является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает и осуществляется ради определенных целей. Цель, средство и результат — основные компоненты политической и любой другой деятельности. Цель предст ...

Понятие политики
«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя г ...

Типологии политических культур
Существует несколько подходов к типологизации политических культур. Наиболее распространены исторический, функциональный, структурный. В рамках исторического подхода (Габриэль Алмонд и Сидней Верба, 1966) тип политической культуры общест ...