Представитель социалогизированного либерализма.
Его взгляды:
- государство должно обеспечить каждому гражданину минимум социальных прав (
он даже пытался определить границы этого минимума для достойного существования).
-Высказал идею не только правового, но и социального государства (
говорил о необходимости творческого переосмысления западного государства, а не копировать его).
-уделял внимание развитию промежуточных организаций между человеком и государством (
профсоюзы).
Либерализм в России проделал длительный путь. Но влиятельной политической силой, либерализм так и не стал. Либерализм остался на обочине, а основная борьба шла между двумя направлениями: консервативным и революционно-радикальным.
Русский консерватизм в 19 веке, делят на:
1) частный консерватизм (артодаксальный) обращён к истории, лишён реформаторских идей (учение Николая Карамзин, автор известной « Истории государства Российского»).
У Н. Карамзина:
-политический идеал (самодержавная, абсолютная монархия).
-противник освобождения крестьян.
-российских граждан необходимо наделить не политическими, а гражданскими свободами.
-активный сторонник свободного обмена идеями с западом (культурными достижениями, духовными ценностями).
C
ергей Уваров (граф).
Так же был сторонник чистого консерватизма. Автор фразы «Формула самодержавия, православие, народность». Это всё основание русской жизни.
Народность –
сакральная связь монарха и его подчиненных).
Во второй половине 19 века, традиции ортодоксального консерватизма продолжил К. П Победоносцев.
(Глубоко религиозный человек, считавший, что западный путь для России не приемлем).
Он выделяет 2 основных этапа народоправства:
1) Первичное
(вече в Пскове, Новгороде) , подчеркивает высокую духовность участников вече, бросался жребий при выборе на должность, т. е. Божий промысел.
2) Вторичное
(парламентская демократия) , в отличие от 1-ого он относится негативно, т. е. выборы это лживый процесс и ему может противостоять лишь монархия.
Только абсолютная монархия обеспечит целостность страны. И обеспечит Россию от распада.
2) Реформаторский консерватизм (славянофильское направление).
В 40-е годы – А. С. Хомяков, братья Аксановы и др. Хомяков отмечает, что для Европы характерны начала духовные:
-римское
(идея подчинения, повиновение, веры).
-протестанское
(идея свободы).
-православное
(идея любви).
Именно Россия должна хранить монархию и высокую духовность.
Программа славянофилов:
-освобождение крестьян с земельным наделом, но при этом сохранение общины.
-сохранение монархии (царю силу власти, народу силу мнения).
-восстановление земских соборов (совещательных).
Эти идеи были продолжены во второй половине 19 века Н. Я. Данилевским.
Его учение «Культурно-исторические типы»
Его идеи:
-культура одного исторического типа может проникать в культуру другого, только отдельными элементами
(т. к. Россия не может идти по пути Запада).
Достоевский, Толстой, В. Соловьёв входили в федерацию всеславянскую.
Владимир Соловьев.
Религиозная философия
: (вера, надежда, любовь).
Вера выражена в священстве (католицизм).
Надежда (царство =>
власть сына, связанная с Византией, а затем с Москвой (православие).
Любовь (воплощена в пророчестве (иудаизм) ).
Другие статьи:
Пути перехода к демократии
Большая часть нравственной энергии для реформирования Советской системы исходила от советских диссидентов: это интеллектуальное ядро начиная с 1960-х годов и позднее играло значительную роль в снижении авторитета государства. Несмотря на ...
Политико-правовая мысль Древнего Востока
Источниками политической мысли Древнего Востока являются: мифология восточных народов, Пятикнижие Моисея (Старый Завет Библии), древневавилонский политико-правовой памятник ХVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи», труды персиянина Заратустры ...
Универсальны ли права человека?
Пока еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утверждают в частности, что они соответствуют лишь реальностям основанного на индивидуализме западного общества и неприменимы ко многим странам треть ...