С точки зрения минимизации негативного воздействия насилия на политическую стабильность общества, оно должно быть ограничено определенными рамками. Во-первых, насилие может быть лишь последним средством, когда все другие исчерпаны. Это относится в одинаковой мере как к государственному, так и к оппозиционному насилию.
Во-вторых, применение насилия должно быть подчинено принципам избирательности, пропорциональности. Суть таких принципов состоит в том, что для достижения политических целей необходимо использовать минимально возможное насилие, не допуская тотальной войны против политических противников.
В-третьих, субъектам насилия следует максимально придерживаться фундаментальных прав и свобод человека. Для институтов государства это означает, что насилие можно осуществлять только в соответствии с правовыми законами, т. е. нормами, принятыми демократическим путем и имеющими равную обязательность для всего общества. Ориентиром для политических субъектов должны быть нормы международного гуманитарного права, в частности Гаагские и Женевские конвенции, дополнительные протоколы к ним, которые регулируют и внутренние вооруженные конфликты.
Нарушителями гражданского мира в обществе могут стать оторвавшаяся от народа властвующая элита, мафиозные структуры, приемлющие исключительно узкогрупповые интересы материально-денежной наживы, экстремистские политические партии и общественные организации, агрессивно настроенные группы населения.
Важным стабилизирующим фактором мира внутри общества выступает также гражданское согласие. Под ним понимается, во-первых, объединенная общими целями сознательная деятельность людей ради решения жизненно важных задач общественного развития (например, его реформирования); во-вторых, согласованная политика, которая ведет к совместной выработке принципов и норм цивилизованного демократического взаимодействия между различными политическими силами, исключая применение насилия, нетерпимости и вражды; в-третьих, соблюдение в политической сфере жизни общества общечеловеческих правил и норм, способствующих гуманному отношению между людьми независимо от их принадлежности к политическим партиям и движениям. Об этой способности писал еще русский философ В.Соловьев: «Человек в принципе по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра как безусловного содержания». Учет мнения всех субъектов политического диалога помогает преодолеть разделение на большинство и меньшинство, существующие в обществе, снимая тем самым возможные конфликты на этой почве.
Серьезной основой для деятельности различных партий выступает их идейное единство. Рассматривая данный вопрос применительно к программным положениям партий ФРГ, Г. Вольман отмечал: «Относительно незначительная политико-идеологическая поляризация федерального избирательного корпуса является решающим условием функционирования партийной системы в ФРГ, одновременно создавая возможность для крупнейших партий незначительного отклонения "вправо" или "влево" в своих программных установках или действиях».
Важным условием для достижения согласия в обществе является наличие у различных политических партий и организаций достаточно обширных областей общих политических интересов.
База для согласия в обществе расширяется при условии выполнения принятых политическими субъектами обязательств (наказов избирателей, предвыборных программ и т. д.). Этому способствует также создание различных общественно-политических структур: согласительных комиссий, общественных палат, проведение форумов и конференций, создающих возможность для контроля над деятельностью субъектов политической жизни. В ходе политических движений рождаются новые идеи и силы, вызревают партии и движения, происходит отбор талантливых государственных и общественных деятелей.
Важную роль в обеспечении согласия между различными общественными субъектами играют правила политического поведения. Самым общим и главным из них является принятие решений на основе системы голосования, где господствует мнение большинства. По своей сущности такой подход демократичен, но не в полной мере. Игнорирование позиций, интересов и мнения меньшинств ведет к конфликтам, к «раскачиванию лодки».
Консенсус (согласие) как правило политического поведения позволяет сформировать общую волю, на основе которой должны приниматься жизненно важные решения, а общая воля - это не только воля большинства. Консенсус есть среднее мнение. Это, образно говоря, такая точка, где все мнения совпадают; он - своеобразный центр, от которого идут расхождения. Расширение центра есть по сути метод согласования интересов и воль. Его сужение означает пренебрежение интересами и потребностями определенных общественных групп, что само по себе неизбежно ведет к дисгармонии внутри общества, а значит, к сужению объема политической поддержки властных структур массами и снижению политической стабильности как таковой.
Другие статьи:
Понятие политической системы
Исходной категорией политической теории является категория "политика". Политика представляет собой сложное системное образование, чрезвычайно богатое определениями, характеристиками. Это понятие, конечно же, органично связано с ...
Моменты преемственности бюджетной политики
Они очевидны, и первый – сохранение идеологии профицитности, о порочности которой стократ и в нюансах писали, в частности, авторы «Российского экономического журнала». С самого начала рассмотрения проекта федерального бюджета – 2009–2011 ...
Пути перехода к демократии
Большая часть нравственной энергии для реформирования Советской системы исходила от советских диссидентов: это интеллектуальное ядро начиная с 1960-х годов и позднее играло значительную роль в снижении авторитета государства. Несмотря на ...