Среди правил политического поведения, ведущего к установлению согласия, основным является консенсуальное голосование, которое предполагает наличие нескольких предложений по конкретным положениям обсуждаемого решения (законопроекта) и осуществляется путем учета преференций от первой до последней. Если в ходе обсуждения было заявлено несколько самых разных предложений, то при анализе результатов следует взять за основу те предложения, которые получили высокий уровень консенсуса, не противоречат принципиальной идее проекта и могут быть включены в окончательное решение. В целом прямолинейное столкновение разных позиций должно быть заменено некими фундаментальными интересами, близкими для сторон в своей основе.
Основное правило консенсуса - признание субъектами чужих политических интересов. Данное обстоятельство служит основой соблюдения общих интересов и гарантией осуществления собственных. Консенсус по своему содержанию направлен против любых форм авторитаризма. Иными словами, он имеет добровольно-инициативный характер.
Консенсус предполагает внимательное изучение партиями и движениями целей, программ, стратегий и тактик друг друга, сопоставление их по своим идейно-политическим установкам, выявление близких и общих интересов. Причем степень и результаты согласия могут быть далеко не одинаковы. Так, с частью партий может быть союз и единство по большинству (или всем) проблем (гражданского мира, экологической, энергетической, сырьевой, военной). С отдельными партиями -лишь по вопросу гражданского мира, отказа от насильственных средств и форм борьбы.
Но как бы ни были совершенны процедуры достижения консенсуса, сегодня гражданский мир зависит от эффективности воздействия политической системы на глубинные социально-экономические процессы, преодоления финансово-экономического кризиса.
Во многих демократических государствах планеты накоплен значительный опыт борьбы за власть, не приводящей к системному кризису в обществе. Уровень развития политической культуры, характер политических движений, создаваемых в ходе парламентских выборов и избрания глав государств, обеспечивают приведение власти в соответствие с новыми проблемами, которые встают перед народом и руководителями.
Конструктивное содержание гражданского мира и согласия в обществе зависит от соблюдения ряда условий. К важнейшим из них можно отнести политические условия, рельефно проявляющиеся в политической стабильности общества. При этом весьма важное значение для гражданского мира в обществе приобретает степень надежности политической стабильности. Она может быть представлена тремя уровнями.
Высокий уровень характеризуется степенью демократизации в политической сфере жизни общества, прежде всего глубиной проявления реформ в интересах народа во всех областях жизни, свободой личности и ее правами, гарантируемыми законом. Такой уровень подкрепляется надежным и стабильным экономическим развитием общества, обеспечивающим его гражданам высокое качество жизни, эффективную систему социальных гарантий. Специфической чертой высокого уровня выступает социально-политическая сплоченность народа вокруг политического руководства государства. Это выражается в активной поддержке проводимых мер по разрешению внутри- и внешнеполитических противоречий в обществе при их возникновении; в преобладании в массовом сознании идеи выражения исполнительной властью интересов большинства граждан.
Средний уровень политической стабильности отличается преобладанием процесса демократизации общества в политической сфере; доминирующей гуманистической тенденцией реализации реформ в интересах народа во всех сферах жизни; соответствием выбранного и в основном под держанного народом стратегического социально-экономического курса и путей развития страны, средств (законодательных, экономических, социальных) его достижения исполнительными органами государства.
Средний уровень политической стабильности характеризуется доверием со стороны основных социальных групп общества к осуществляемым руководством страны социально-экономическим и политическим программам; недостаточно гибким внешнеполитическим курсом страны; допущением ряда политических ошибок в принятии и реализации тактических задач, могущих привести к поляризации и радикализации политических взглядов и деятельности.
Низкий уровень политической стабильности свойствен этапам резкого обострения социальных противоречий в обществе. Его отличает поляризация жизненного уровня населения; обнищание большинства граждан и обогащение корпоративно-клановых групп, «семей». Чертами низкого уровня политической стабильности государства являются: неспособность политического руководства страны решать в интересах общества задачи экономического и политического реформирования; выступление различных слоев населения против существующего политического режима; рост в массовом сознании различных групп населения, включая и вооруженные силы, недоверия к различным ветвям власти.
Другие статьи:
Правящая партия в пространстве политических коммуникаций
В сегодняшней России существует целый ряд проблем, которые обретают новую остроту, а их исследование – особую актуальность, что позволяет заглянуть в будущее, а также осмыслить век прошедший.
В этой связи особый интерес представляет собо ...
Интернет и демократия
Анализ роли Интернета в качестве гаранта демократии является одним из самых перспективных направлений в политической теории. Как утверждает Р.Даль, демократия уже прошла на практике через несколько революций, причем ее сторонники часто да ...
Конституция
Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином «реальная конституция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «Политике» трактовал конституцию как «определенный поряд ...