Политология » Современная Россия » Противостояние законодательной и исполнительной властей осенью 1993 года. Смена государственного строя

Противостояние законодательной и исполнительной властей осенью 1993 года. Смена государственного строя
Страница 2

Сильное влияние на ситуацию в стране оказывали события в Чечне. Опасность сепаратистских тенденций в этом регионе в начале девяностых годов не была оценена в полной мере – возникла угроза дальнейшего распада страны. Федеральные войска, которые были направлены «для восстановления действия Российской Конституции на территории субъектов федерации» – Чеченской республики, не смогли овладеть ситуацией. Секретарь Совета Безопасности А. Лебедь, стремясь стабилизировать обстановку в Чечне, 31 августа 1996 года в Хасавюрте подписал с А. Масхадовым, избранным президентом Ичкерии, соглашение о прекращении конфликта. Это соглашение до сих пор вызывает споры и неоднозначные оценки. С одной стороны, война была остановлена, но с другой стороны, это соглашение означало фактическое признание самопровозглашённой Ичкерии. Эта двойственность породила новые попытки решить проблему вооружённым путём, которые затягивали узел, но не решали её. Выбранный президент республики не сумел овладеть рычагами власти, и вынужден был делить свои полномочия с главами тейпов и влиятельными полевыми командирами.

В течение второго срока активность президента в политике была невысокой (из-за проблем со здоровьем). Просчёты в приватизации, нарастание коррупции в госаппарате, острые социальные проблемы, сложная ситуация на Северном Кавказе обостряли политическую ситуацию. В высших эшелонах власти велась борьба, за кулисами которой стояли влиятельные группировки крупнейших промышленников и банкиров, лоббировавших свои интересы. Страну лихорадило от бесконечной смены премьер-министров. Обвал рубля в августе 1998 года, который вновь отбросил в нищету большинство населения, вызвал недовольство политикой власти, её неспособностью решить проблемы страны. Ельцину ничего не оставалось делать, кроме как успокоить общество, объявив о своей скорой отставке. Премьер-министр В.В. Путин был назначен исполняющим обязанности и рассматривался Ельциным, как преемник.

Построение новой модели международных отношений было для России очень болезненно. Во внешней политике РФ имела несколько направлений и задач:

1. Формирование многополюсной организации мирового военно-стратегического, экономического, идеологического и культурного пространства. Разрушение биполярной модели мира, существовавшей десятилетия, было главным, определяющим процессом в международных отношениях. Россия не могла больше играть роль мировой сверхдержавы подобно СССР, баланс сил в мире сильно изменился (выдвижение на лидирующие позиции некоторых стран тихоокеанского региона). Ко второй половине 90-х России удалось создать систему тактического мира с США. Некоторый компромисс был достигнут в присоединении России к программе НАТО «партнёрство во имя мира». США отказались от немедленного вступления бывших союзников СССР в НАТО, а Россия согласилась на некоторое военное сотрудничество этих государств в области обороны, надеясь контролировать этот процесс. Кроме того США и Россия реализовали соглашения по ОСВ-1, по химическому оружию, по мерам доверия и безопасности. Осуществлялись совместные проекты по освоению космоса, конверсии военного производства. Договоры по СНВ-1 и СНВ-2 создавали реальную основу для снижения уровня ядерного противостояния между государствами.

2. Отношения со странами Восточной Европы, бывших почти полвека зоной геополитического влияния СССР. Эти государства переориентировались на Запад, стремились стать Частью Европейского Союза или НАТО. Связи России со странами Бывшего социалистического блока были крайне слабы. Причин тому несколько. Это и традиционная общность этих стран с западной культурой, и активная деятельность Запада по втягиванию их в орбиту своего влияния, и трудность нахождения нового фундамента в отношениях с Россией. Вступление России в Совет Европы в январе 1996 года не привело к созданию баланса интересов вместо традиционного баланса сил. Активно идёт процесс расширения НАТО на Восток (Польша, Чехия, Венгрия и др.)

3. Социалистические государства Юго-Восточной Азии. Отношения с этими странами с распадом СССР в значительной мере ослабли, они оказались вне поля влияния России. Динамично развивающийся Китай оказывал сильное влияние в этом регионе, стремился своё влияние распространить на центрально–азиатские республики бывшего СССР. Необходимо было заново строить отношения в этом регионе на взаимовыгодной основе.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Политическая психология. Сущность и особенности политической психологии. Понятие и значение политической психологии
Роль духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических доктрин и программ. Не менее, а нередко и более существенное значение для политики имеет другая форма политического сознания — политическая пс ...

Почему политика кажется «грязным делом»?
Можно выделить целый ряд причин, объясняющих кажущуюся, а очень часто и реальную аморальность политики. К ним относятся: 1. Уже упомянутые свойства власти распоряжаться материальными и духовными благами, судьбами людей. Это дает высокий ...

Политическая легитимность
Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легатимность. Легитим ...