В 1993 году вопросы, связанные с государственным устройством России, приобрели первостепенное значение. В конституциях России и автономных республик были осуществлены серьезные изменения: исключены из официального названия слова «советский» и «социалистический», введён институт президентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд, избирательная система приобрела демократический характер, расширились права местных органов власти. В тоже время разделение властей было проведено непоследовательно, в целом система власти сохранила многие черты прежней, советской системы. Советы, освобождённые от диктата КПСС, становились препятствием для исполнительной власти. Съезд народных депутатов России, а также сформированный из части народных депутатов Верховный Совет претендовал на роль главного центра власти. Наибольшую активность проявлял Верховный Совет.
Наибольшей степени остроты противостояние властей достигло в марте 1993 года, когда впервые был поставлен вопрос о недоверии президенту. 25 апреля состоялся всенародный референдум, в нём прияли участие 58% населения имеющего право голоса, из них лишь 62% заявили о доверии Президенту, что составило чуть больше четверти взрослого населения страны. Учитывая ситуацию, Б. Ельцин форсировал подготовку проекта новой Конституции РФ. Конституционное совещание в конце июня 1993 года одобрило проект Конституции России, в которой вводилась другая, не советская система органов власти. В итоге противостояние Президента и Верховного Совета усилилось. Руководство Верховного Совета высказалось за воссоздание СССР, свёртывание реформ, проводящихся методом «шоковой терапии», ограничение власти Президента и повышение роли Советов.
Острый политический кризис разразился 21 сентября 1993 года, когда Б.Н. Ельцин подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о проведении в декабре 1993 года выборов в новый двухпалатный парламент, а также референдума о новой Конституции. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали этот указ неконституционным. Противостояние Верховного Совета и Президента РФ усилилось и стало столь жёстким, что в начале октября, приобрело вооружённую форму, появились жертвы (в те годы говорили, что погибло около 150 человек, на самом деле – больше 3 тысяч). Попытки урегулировать проблему мирным путём не имели успеха. Лидеры обеих сторон призывали население столицы поддержать их позиции. Б. Ельцин ввёл в столице чрезвычайное положение и санкционировал 4 октября «расстрел» Белого дома из танковых орудий, где оставался Верховный Совет. Б. Ельцину удалось разрешить кризис в свою пользу, но тяжёлой ценой. Вооружённые методы разрешения политического конфликта, человеческие жертвы стали тяжёлым грузом для сторонников реформ.
Стабилизация положения в стране после этих событий шла медленно и мучительно. Исторический смысл трагических событий октября 1993 года заключался в крушении Советов и советской власти, которые оставались после падения КПСС последним оплотом старой системы и барьером на пути либеральных экономических и демократических преобразований.
Новая Конституция была вынесена на всенародное обсуждение, а затем принята на референдуме 12 декабря 1993 года, который празднуется теперь как День России. В соответствии с новой Конституцией произошло разделение властей, на законодательную и исполнительную.
Законодательную власть стал представлять Парламент, другими словами, федеральное собрание, состоящее из двух палат. Совет Федерации – высшая палата – формировалась по принципу представительства субъектов Федерации. Регионы тогда представлялись губернаторами и президентами республик, а также председателями местных законодательных собраний, которые избирались населением. Вторая палата – Государственная Дума – избиралась населением. Первые выборы состоялись 12 декабря 1993 года и проходили по мажоритарной системе и по партийным спискам. Убедительную победу на выборах одержали коммунисты (Г. Зюганов). Партия «Выбор России» (реформаторы) Е. Гайдара заняла второе место, четверть голосов собрала ЛДПР во главе с В. Жириновским.
Исполнительная власть была представлена правительством, глава которого теперь утверждался Государственной Думой по представлению Президента. Таким образом, в результате принятия Конституции РФ 1993 года Россия стала президентской республикой. В руках Президента как главы Государства концентрировалась большая политическая власть: право распускать Парламент, принимать указы, приобретающие силу нормативных актов, являться Верховным главнокомандующим, руководить силовыми министерствами и Советом Безопасности.
Ситуация в стране улучшалась очень медленно. Бедность и откровенная нищета значительной части населения вызывали разочарование в идеалах либеральной демократии. Росла зависимость от внешних заимствований, цен на нефть и газ на мировом рынке. 16 июня 1996 года состоялись выборы Президента РФ – наиболее важное политическое событие в постсоветской России. Хотя поддержка Б. Ельцина в обществе значительно снизилась, в результате двух туров выборов, используя все доступные средства, он сумел обойти основного конкурента лидера КПРФ Г. Зюганова.
Другие статьи:
Что вы знаете о культуре Просвещения?
В XVII веке в Европе возникло культурное движение, впоследствии, в XVIII веке, ставшее широким и повсеместно распространенным, известное в истории под названием Просвещения
(во Франции его называли «Веком света» - Siecle des lumieres, в ...
Устройство современного государства. Формы правления
Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных орга ...
Президентская республика
Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он ру ...