В первые дни после ужасного теракта 11 сентября 2001года во всех СМИ самые частые реплики были: «11 сентября началась третья мировая война», «Мир в одночасье необратимо изменился», «ХХI век начался 11 сентября» и так далее. Действительно ли изменился мир после 11 сентября?
По этому поводу существует много мнений. Одни резко это отрицают, другие, наоборот, упрямо это доказывают.
Историк Леонид Баткин пишет: «…я начну с утверждения, что мир, конечно, отнюдь не изменился после 11 сентября 2001 года, во всяком случае, на глубинном и структурном уровне. Это всего лишь начало цепи важных новостей в пределах геополитической конъюнктуры»[16]. По его мнению, 11сентября ярко выявилось, каким мир стал задолго до 11 сентября. А все, действительно, переменилось в последнее десятилетие двадцатого столетия в масштабе всемирной истории.
Другую версию высказывает Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам. Он считает, что «мир изменился куда меньше, чем, казалось, должен был»[17]. В частности, он пишет, что нельзя не обратить внимание на то, что «режим талибов в Афганистане устранен американцами. Что Россия и Запад стали ощутимо ближе, достигнув взаимопонимания по отравлявшей их отношения теме НАТО. Что введена европейская денежная единица, а США вышли из Договора по ПРО. Но не изменились причины и движущие силы событий. Явной и тайной пружиной доброй половины ходов на мировой доске осталась нефть, никуда не делся раскол мира на бедные и богатые страны, никуда не делась реакция отторжения на культурную агрессию и слишком быструю модернизацию. Наверное, именно потому, что мир, против ожидания, изменился мало, уникальную в мировой истории трагедию - всего-то 12 месяцев спустя! - вспоминают лишь от случая к случаю»[18].
Иная точка зрения представлена в работе Е.М. Примакова «Мир после 11 сентября». Он убежден, что в мире произошло много геополитических изменений. Безусловно, стоит разобраться, как оценивает их Е.М.Примаков.
Первое, что изменилось в мире – появилась угроза раздела самого мира. Дело в том, что после 11 сентября по США и Западной Европе распространилась антиисламская война. А ислам стали воспринимать как воинствующую религию. Итогом всего этого, как справедливо считает Примаков, стало отождествление международного терроризма и ислама, экстремистской деятельности отдельных мусульманских меньшинств с мусульманским миром в целом. Возникла угроза раздела мира на мусульман и немусульман. Эта угроза настолько велика, что Примаков подчеркивает: «От того, удастся ли не допустить этого нового раздела мира…во многом зависит ход развития событий в ХХI веке»[19].
Положение обостряется тем, что мусульмане живут не отдельным замкнутым миром. В США 6 миллионов людей приняли ислам. В России проживают около 20 миллионов мусульман. Поэтому абсолютно ясно, что раздел мира по религиозному принципу был бы не только на глобальном уровне, но прошел бы и внутри государств. А следствием такого раздела и даже самой перспективы раздела Примаков считает рост сепаратизма. Значительному числу государств сепаратизм уже угрожает, поэтому нельзя это игнорировать, защищая общедемократические ценности, такие как самоопределение. Важная задача ХХI века - стабилизация, причем как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. А для этого Евгений Максимович предлагает выдвинуть на первый план принцип территориальной целостности государств. Иначе международные отношения будут погружены в хаотическое состояние.
Итак, «раздел мира по религиозно-цивилизационному принципу окажет крайне негативное воздействие на стабильность межгосударственных и внутригосударственных отношений. Наряду с этим затруднится становление и развитие мировой цивилизации, способной вобрать в себя все лучшие черты различных цивилизаций сегодняшнего мира»[20].
Другие статьи:
Президент
Назна - Ответст-
Сенат
319 сенаторов
Национальное собрание
577 депутатов.
Министры.
чение. венность.
Прямые выборы Непрямые частичные выборы
на 5 лет. (1/3 каждые 3 года)
Прямые выб ...
Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократии
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, ...
Метафизические корни политических идеологий
Приведенная выше классификация традиционна. Я бы хотела представить в своей работе иную точку зрения на идеологии, которая очень близка мне лично.
Истоки политики и политического самоопределения человека в первую очередь проистекают из н ...