Термин "политическая культура" был введен в XVIII веке немецким философом Иоганом Гердером. Концептуальная разработка данного понятия была проделана в 1950-1960 гг. в рамках бихевиористской школы. Тут впервые было отмечено, что политические системы отличаются друг от друга не только правовыми нормами и институциональной структурой, но и политической культурой.
Политическая культура представляет собой совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников определенной системы. Это - политические традиции, нормы политической практики, идеи, концепции, убеждения про взаимоотношения разных общественно-политических институтов. В бытовом языке наиболее близким данному понятию является слово "менталитет".
Являясь элементом, как политической, так и культурной системы общества, политическая культура агрегирует только те культурные элементы, которые действуют в политическом процессе, при этом активно взаимодействуя с другими видами общественной культуры: правовой, экономичной, религиозной и т.д.
Политическая культура формируется на протяжении жизни множества поколений под влиянием различных факторов, среди которых можно выделить:
исторические факторы - предыдущий опыт социально-политических преобразований;
национальные факторы - национальные традиции, часто
закрепленные в национальном эпосе, мифах;
социальные факторы: система социальных отношений, уникальная в рамках данного общества - семейные отношения, межличностные
отношения'
идеологические факторы - представленность политических убеждений в рамках научной мысли, культурные особенности политической рефлексии
экономические факторы: доминирующая в данной стране система экономических отношений.
Все факторы, определяющие политическую культуру, характеризуется относительной стабильностью и изменяется только в процессе глубоких социальных трансформаций. Каждой политической системе отвечает особенная базовая модель политической культуры, проявляясь в каждой стране в национально-специфичной форме.
Условно можно выделить два основных компонента п. к.: культура политического сознания и культура политического поведения.
Культура политического сознания представляет собой типичный для той или иной социальной группы (коллектив, нация и т.п.) комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, традиций, установок и ориентации, включенных в политическую деятельность.
Политические представления - образы политических объектов (институты власти, политические партии, политические лидеры и т.п.), которые формируются в сознании человека под воздействием общения и социального воспитания. Являясь феноменами сознания человека, они могут с большей или меньшей степенью достоверности отражать реальность, быть логично структурированными или существовать на уровне эмоций.
Политические убеждения - это осознанные потребности человека, которые толкают его на определенные действия в сфере политики.
Важную роль в формировании политических убеждений играют политические ценности - моральные принципы, нормы и идеалы политической жизни, которые имеют значение для отдельных индивидов и социальных групп
Стабильность политическому сознанию придают политические традиции - нормативные образцы политического поведения, которые исторически сложились, передаются из поколения в поколение и сохраняются на протяжении долгого времени. Политические традиции могут быть статичными и динамичными, старыми и новыми.
Переведение политических представлений, убеждений, ценностей и традиций: воплощение на практике осуществляется посредством политических установок и ориентации. Политические установки характеризуют склонность человека к определенным формам активности в области политики. Возможны, например, активные политические установки,
когда человек склонен включаться в политическую жизнь: регулярно брать участие в выборах, ходить на митинги или состоять в партии, а также пассивные установки, когда человек склонен избегать участия в политической жизни общества. Политические ориентации, являясь видом политических установок, базируются на системном представлении человека о целях, планах и способах осуществления политических действий, которые он выполняет.
Другие статьи:
Заключение.
Итак, государство является многоаспектным социальным образованием. С одной стороны, оно выступает как особый аппарат управления обществом, с другой - принимает облик ассоциации (равномасштабной обществу и интегрируемой публично-властными ...
Правовое государство
Государство в ходе своего исторического развития наглядно демонстрирует непрерывную модификацию его структуры, функций и других важнейших черт в зависимости от изменения общественных отношений, постепенной рационализации способов властвов ...
Формирование имиджа при помощи средств массовой информации
Особую роль в формировании мнения о ситуации в муниципальном образовании и образа местной власти играют средства массовой информации. В настоящее время наметились тенденции использования целого комплекса информационных манипулятивных техн ...