При всей простоте и прозрачности тезиса о благотворности демократии для судеб культуры, его более пристальное рассмотрение показывает, что для многих выдающихся представителей общественной и культурологической мысли он оказывается далеко не столь бесспорным. В определенных исторических условиях демократия как господство народа может превращаться в «медиократию» - господство посредственностей, или еще хуже, - господство толпы.
Если демократия в политической жизни может представляться чуть ли не идеалом, то в области науки и искусства как господство ученых или художников наиболее наглядно воплощаясь в массовой культуре, которая сознательно ориентирует материальные или духовные ценности на некие усредненные и стандартизированные образцы. Будучи продуктом общества потребления, с его прагматизмом и бездуховностью, массовая культура становится и социальным наркотиком, отвлекающим людей от более глубокого духовно-практического освоения мира. ( 3, с.285-286).
Итак, если демократия как форма власти при всех своих несомненных достоинствах именно в области культуры обнаруживает определенную несостоятельность, а механическое большинство далеко не всегда является носителем правды, добра и красоты, то какой же должна быть оптимальная структура общества для поддержки и развития талантов? Ведь подлинно творческой личности столь же претит самодурство очередного тирана, сколь и всевластие свергающей его «черни». Речь идет об известном иерархическом строении общества, обусловленном изначальным неравенством людей, одни рождаются умными и талантливыми, другие – лишенными этих прирожденных качеств и даров, противопоставленной формальному иерархизму физической силы, происхождения и должностей. Так и в условиях демократии должна сохраняться и поддерживаться социальная дифференциация, основанная на реальных заслугах и талантах отдельных личностей. По этому пути и пошла, хотя не без издержек, после Великой Французской революции западная культура, успешно сочетающая демократическое начало с иерархическим. (3, с.288-289).
Главные требования демократии – взаимная терпимость, уважение к ближнему, критическое отношение к самому себе, и конечно, суверенитет личности. А это важнейшие показатели личной и коллективной культуры.(3, с.284-285).
Другие статьи:
Внутри- и внешнеполитическое положение России в начале XIX века.
Россия начала XIX век с дворцового переворота. Ночью с 11 на 12 марта 1801 года заговорщики убили Павла1. Престол занял его старший сын Александр. С Александром связано понятие «аракчеевщина», возникшее при организации военных поселений. ...
Критерии эффективности управления и система контроля за бюрократией
Система эффективного контроля:
Если полит система поддерживает стабильность – это и есть система эффект функц-ия ПС
Система контроля за бюрократией:
Внешние –а) министерский контроль, министр отвечает за поведение своей бюрократии, б) ...
Особенности политических культур западного и восточного типов
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский су ...