Представляется возможным выделить три этапа в развитии забастовочного движения в России.
Первый этап — забастовки конца 80-х — начала 90-х гг. Этап, на котором после социально-политической апатии в ряде регионов страны рабочие, проявив стремление и готовность к самостоятельным действиям, выступили с открытым протестом в форме забастовок. Причиной стали социальные конфликты в сфере общественного производства, кризисные ситуации практически во всех областях жизни общества, медлительность и непоследовательность в проведении реформ, ухудшение жизни трудящихся.[2]
Распад СССР, суверенизация союзных республик, либерализация цен при сохранении монополии предприятий, сложное социально-экономическое положение — фон, на котором резко ухудшается социально-экономическое и бытовое положение трудящихся.
Забастовочное движение шахтеров стимулировало массовые выступления трудящихся других отраслей: металлургов, транспортников, учителей, работников здравоохранения, оборонного комплекса и др. Требования бастующих — от чисто экономических до социально-экономических и политических: ускорение темпов проведения реформ, приближение сроков выборов в местные Советы, пересмотр устаревших статей Конституции. Ускоренными темпами расширяются формы акций протеста, забастовочной борьбы: предупредительная остановка работы, условное прекращение забастовки и др. Практически все трудовые споры находятся под контролем руководителей стачечных комитетов, постоянно действующих органов представителей работников.[3]
Практика проведения забастовок на этом этапе показала, что остается много нерешенных организационно правовых вопросов; в действиях во многом преобладают эмоции, спонтанность. С этого периода берут начало коллективные действия профсоюзов, объединенных ФНПР, социально-партнерские отношения профсоюзов с правительством, работодателями.
И.Ю. Юргенс, В.Е. Можаев[4] пишут: налаживание партнерских отношений между всеми сторонами рынка труда, всеми, кто призван был обеспечить проведение реформ, было, вероятно, единственной гарантией их осуществления без социальных потрясений, рассматривалось как альтернатива резкому обострению классовых отношений, чуть ли не гражданской войне. Именно на этом этапе забастовочной борьбы в ответ на требования профсоюзов были приняты важнейшие документы республиканского и союзного масштаба. Впервые между профсоюзами и правительством были заключены Соглашения по трудовым и социальным вопросам.
Второй этап — 1993-1994 гг. ФНПР удается заострить внимание правительства и работодателей на социальных аспектах проводимых реформ. Однако на работе созданной Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений сказывается несовершенство нормативной базы.
Решения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений в основном имеют рекомендательный характер. Признавая правомерность постановки комиссией вопросов, требующих незамедлительного решения, как то: о принимаемых мерах по нейтрализации социально-экономических последствий отпуска цен на энергоносители для трудящихся России; о задолженности по выплате заработной платы работникам организаций и учреждений бюджетной сферы, правительство не сочло себя обязанным их выполнять. В 1993-1994 гг. в режиме забастовочной борьбы находилось 788 предприятий, в целом по России в данный период прошло забастовок в 10 раз меньше, чем в предыдущем. Вместе с тем экономические требования перерастают в политические. Встает вопрос о необходимости проведения Общероссийской национальной забастовки.[5]
Третий этап развития забастовочного движения начался в 1995 г. и продолжается до настоящего времени. В этот период правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективных трудовых споров устанавливает федеральный Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».[6]
Попытки Правительства России снять социальную напряженность, вызванную задержками заработной платы, пособий, пенсий, ощутимых результатов не приносят. Сбои в системе социального партнерства, рост недовольства людей своим положением все чаще заставляют профсоюзы прибегать к организации акций протеста. Увеличивается силовое давление профсоюзов на исполнительную власть. Они требуют не только выполнения достигнутых в Соглашениях договоренностей, полной выплаты долгов, но и существенной корректировки проводимых в стране реформ.
Краткий анализ развития забастовочного движения в России показывает не только рост числа участников протеста, но и существенное изменение их требований. Особенностью политического развития современной России является значительная политизированность социально-трудовых отношений, что, в свою очередь, составляет важнейшую характерную черту процесса формирования «российской» модели социального партнерства. По мнению С.М. Хенкина, после августа 1991г. в российском обществе не умолкают предсказания о неизбежности крупномасштабных социальных взрывов в форме стихийных массовых беспорядков или гражданской войны. [7] Основания для такого рода прогнозов существуют. Исходя из анализа факторов напряженности, возникновения конфликтов, автор делает вывод, что социально-трудовые конфликты превратились в норму жизни реформируемого российского общества.
Другие статьи:
Понятие политической системы как инструмента исследования
В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и ...
Сила и слабость
Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средст ...
Политическая ситуация
Современная политическая система в Панаме была заложена американским вмешательством в 1989 году, которое положило конец диктаторскому режиму Норьеги в стране, а США получили право вмешиваться в дела Панамы в случае необходимости для защит ...