К началу второй половины 90-х гг. политическая активность профсоюзов усилилась. Профсоюзные руководители все чаще участвуют в политической борьбе, политическую направленность имеют многие забастовки, в том числе и общероссийские акции протеста, проведенные в марте 1997 г. и в апреле 1998г.
Эта сторона деятельности профсоюзов подвергается критике некоторыми исследователями. По мнению Г.В. Роговой,[8] старые официальные профсоюзы — практически единственная из несущих конструкций тоталитарного режима — сохранились в неизменном виде: в ФНПР законсервированы все пороки квазипрофсоюзов, и прежде всего, отсутствует основополагающая цель, делающая профсоюз профсоюзом: отстаивание интересов работников перед работодателем, противостояние ему в главном — в трудовых отношениях, в то время как по второстепенным вопросам может быть совпадение интересов.
Вторгаясь в сферу политики, профсоюзы неминуемо сталкиваются с необходимостью определить свои взаимоотношения с политическими партиями и структурами государственной власти. Для этих взаимоотношений, помимо стремления профсоюзов сохранить самостоятельность, характерны также, с одной стороны, поиски союзников из числа различных партий, позиции и программы которых близки профсоюзам, а с другой — конфронтация с теми партиями и движениями, которые противостоят профсоюзам.
Российское население в целом сохраняет пока удивительное спокойствие. По данным конфликтологической экспертизы, доля людей, готовых взяться за оружие, не превышает 7%, что ниже подобных показателей даже во вполне благополучных странах. Последнее объясняется, в частности, тем, что стихийное недовольство должно кем-то направляться, ко у нас популярность партий и других общественных организаций низка, а организаторские возможности, соответственно, слабы. Подобная ситуация предоставляет государственным органам дополнительный, но не бесконечный кредит времени для постепенной корректировки своей экономической политики.[9]
Вместе с тем, нельзя не согласиться с выводами Э. Р. Тагирова и Л. С. Троновой о том, что «российская традиция разрешения конфликтных ситуаций разительно отличается от американской и европейской моделей. Если последние ориентированы на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений и компромисс, то в российском варианте высшей ценностью всегда являлась борьба до победы даже ценой великих жертв и испытаний». Авторы пишут, что феномен конфронтационного, «баррикадного» характера культуры и менталитета России объясняется особенностями ее истории, в которой веками сохранялись наиболее тяжелые формы крепостной зависимости, политического, национального гнета самодержавия, боязнь реформ и неспособность правящего класса к обновлению общества. Крайняя идеологизация борьбы, использование лозунгов «если враг не сдается, его уничтожают» или «кто не с нами, тот против нас» стали трагической приметой послеоктябрьской истории России, содействовавшей превращению революции в гражданскую войну, а затем установлению тоталитарного политического режима.[10]
Социальное настроение в сфере труда в настоящее время определяется ценностями и потребностями физического выживания, что унижает достоинство человека, делает его приверженцем нужд повседневной жизни, примитивизирует его поведение и ранит социальное самочувствие. Следствием этого может стать социальный взрыв. Чтобы его предупредить, необходимо сделать управляемым процесс применения «силовых мер» во взаимоотношениях между различными участниками системы социального партнерства. Социальное партнерство не отменяет социальные конфликты, острые трудовые споры и забастовки, а регулирует их.[11]
В обстановке растущего вала забастовок, грозящего вылиться в неуправляемый процесс, именно профсоюзы взяли на себя организаторскую роль и направили его в русло переговоров с властью. Профсоюзы в принципе не заинтересованы в забастовке. К стачке, обоюдоострому оружию, прибегают лишь тогда, когда нет другого выхода, когда на пути переговорного процесса в рамках коллективного трудового спора ресурсы компромисса исчерпаны. Компромисс — самый желательный исход.
Другие статьи:
Историко–правовые
корни принципа разделения властей.
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом (первым, или активны ...
Социально-экономическое развитие Альметьевского муниципального района за
январь-октябрь 2006 года. Программа социально-экономического
развития РТ на 2005-2010 годы
В рамках утвержденного 29 декабря 2005г. Президентом РТ М.Ш.Шаймиевым закона РТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития РТ на 2005-2010 годы» Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района совместно с Ал ...
Гражданское общество, его отличительные черты и условия формирования.
Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества. Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В ...