Не пополнит партийную кассу и Псковская область - единственная, где губернатором был избран представитель ЛДПР. Сама по себе она относится к числу бедных, обделенных природными ресурсами и экспортно-ориентированными предприятиями, да вдобавок тамошний губернский глава Михайлов вдрызг рассорился с партийным вождем, предпочтя взять немногочисленные доходные промыслы области (например, «Псковалко») под личный контроль и использовать их в собственных интересах, а не превращать в дойную корову ненасытной партийной машины, сидящей в Москве.
Решением финансовых проблем могла бы стать победа Жириновского на губернаторских выборах в Свердловской области. (Надо отметить, что выбор этого региона явно не случаен: дело не только в его богатстве, но и в том, что именно в городах Урала ЛДПР традиционно получала серьезную поддержку; это означает, что некоторые, скорее все же теоретические, шансы у Жириновского там есть). Однако его угасающей популярности и тающих партийных ресурсов все же недостаточно для победы в таком «хлебном месте»; начавшаяся же чистка милицейского корпуса области (наверняка связанная с предстоящими выборами) и, соответственно, неизбежное ужесточение линии по отношению к местному преступному элементу не оставляют Жириновскому возможности получить значительную финансовую подпитку из уральских «общаков». (В связи с последним стоит напомнить, что публичные заявления Жириновского о том, что надо «договариваться с бандитами», явно представляли пробный шар, запущенный в этом направлении).
Проблема участия Жириновского в свердловских выборах сводится в конечном счете к драматической дилемме: победа улучшит перспективы партии на думских выборах, Жириновский-губернатор в любом случае обеспечивает себе и своей клике безбедное существование и продлевает собственную политическую жизнь; однако шансы выиграть иллюзорны, в то время как мобилизация партийных ресурсов на губернаторскую кампанию исчерпает до дна и без того небогатую партийную кассу, оставив ЛДПР на финансовой мели в преддверии общенациональных выборов.
Отсутствие значительных финансовых средств по существу сводит на нет «фирменную» стратегию ЛДПР, которая и в 1993 г., и в 1995 г. основывалась на двух пунктах: резкий финишный спурт (за две-три недели до голосования) и массированная телереклама. Именно последняя предоставляет Жириновскому возможность на «полную катушку» использовать свой личный потенциал и значительный политический опыт. Деньги и Жириновский, их сплав через ТВ - вот главный партийный ресурс. В силу специфики своих рядов партия не может проводить кампанию по принципу «от порога к порогу», как это делают коммунисты. Ее главное информационно-пропагандистское оружие - массированная телереклама, в эффективности использования которой (просчитывается по соотношению затрат к результату) ЛДПР занимала первое место во время выборов 1993 г. и 1995 г.
Можно заключить, что в настоящее время ресурсная база партии явно недостаточна для проведения интенсивной и широкомасштабной избирательной думской кампании, а шансы на существенное расширение ресурсов ЛДПР пока выглядят весьма проблематичными.
Помимо неважного состояния дел самой партии существуют и внешние ограничители, касающиеся ее политико-идеологического и электорального поля. В 1995 г. избирательный корпус ЛДПР был сосредоточен прежде всего в регионах к югу от Москвы - в Черноземье и «прифронтовых» областях (Кубань, Ставрополье), в меньшей степени - на Урале. Однако в ходе губернаторских выборов на этих территориях, ключевых с точки зрения электоральных перспектив ЛДПР, значительно укрепились «красные»: выдвиженцы НПСР контролируют Краснодарский и Ставропольский края, Воронежскую и Челябинскую области и т.д. При наличии минимальной политической воли «красные» губернаторы в этих субъектах федерации вобьют ЛДПР «по ноздри в землю», не оставив ей ровным счетом никаких шансов.
Собрать голоса ЛДПР может лишь на поле националистически-протестного электората, составляющего в России около 10-12 млн. человек. Пятипроцентная планка будет находиться где-то на уровне 3,5-4 млн. Однако этот электорат: во-первых, по преимуществу сконцентрирован на юге России, где позиции ЛДПР катастрофически ослабли; во-вторых, за него на сей раз помимо ЛДПР станут бороться и другие серьезные конкуренты. Главную опасность для ЛДПР представляет проектируемый блок Макашова-Илюхина: если ему удастся хотя бы минимально отстроить организационно-кадровую инфраструктуру и заручиться поддержкой кубанского «батьки Кондрата», то Жириновский гарантированно выбывает из игры. Лужков и Лебедь не столь серьезные конкуренты, но и они, если повезет, в состоянии серьезно отщипнуть от национал-протестного электората, тем самым сократив поддержку ЛДПР.
Другие статьи:
Влияние СМИ на информационный процесс
Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространен ...
Структура политической культуры
Политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние стру ...
Пограничные политологические дисциплины
Эту группу составляют науки, занимающие промежуточное положение между политологией и другими науками. Важнейшей из них является политическая социология -наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политич ...