25 ноября 1965 г. Фрага в интервью газете «Тайме» заявил, что испанцы не убеждены, что преемником Франко должен стать Хуан Карлос. Технократы <опес Граво и <опес 1)одо поддерживали Хуана Карлоса, так как и «серое преосвященство» режима Jbappepo Г ланка, фалангисты, причем не только «бункер», но и сторонники умеренных реформ, так называемые «апертуристы» (от слова — апертура — открытие) — дона Альфонса, сына второго сына Альфонса XIII, глухонемого дона Хаима, отказавшегося в свое время от династических прав в пользу дона Хуана.
Не было тайной, что «семья», т.е. жена Франко донья Кармен и его зять маркиз,ильяверде не скрывали своих симпатий к дону Альфонсу, прозванного за свои симпатии к фаланге «голубым» принцем. Донья Кармен весьма благосклонно относилась к перспективе замужества старшей внучки Франко и Альфонса де Бурбон. Но в конце концов Франко отбросил сомнения, и 23 июля Хуан Карлос был назначен Франко и утвержден кортесами Принцем Испании и наследником престола страны в соответствии с «Законом о наследии». Но борьба среди его сторонников и противников продолжалась и после этого акта.
Казалось, сам Хуан Карлос давал основания для его противников.
4 февраля 1970 г. в публикации в «Нью-Йорк тайме» о принце говорилось как о надежде демократического будущего страны. Основанием для такого вывода служило и интервью корреспонденту «Нью-Йорк тайме» Рихарду кдеру: Хуан Карлос заявил, что хотел бы править как «король всех испанцев». Иными словами, принц, как в свое время и его отец, выразил желание быть королем всех, кого разделяли все еще не поросшие травой забвения траншеи гражданской войны, т.е. победителей и побежденных.
К удивлению принца Франко спокойно отнесся к высказываниям такого рода, публикуемым за рубежом. В рождественскую неделю 1972 г. Хуан Карлос и София посетили Вашингтон. Отвечая на многочисленные вопросы о будущем Испании, наследник престола неоднократно заявлял: «я верю, что народ хочет свободы». Хуан Карлос не сомневался в негативной реакции Франко и, отправляясь в эль Пардо по возвращении в страну, испытывал некоторое беспокойство. Однако, Франко отнесся к его высказываниям не только спокойно, но даже одобрил его «линию поведения»: «Есть то, о чем Вы можете и должны говорить вне Испании, и о чем Вы не должны говорить в самой Испании». Сам Франко весьма преуспел в этом «двойном счете»: достаточно вспомнить его интервью 9 ноября 1944 г., опубликованное в Испании с большими купюрами, его беседы с послами США К.Хейсом и М. Армюром. Но Хуан Карлос не придерживался «двойного стандарта», хотя ему и приходилось соблюдать осторожность.
Еще при жизни Франко он установил контакты через посредников с генеральным секретарем компартии Испании Сантьяго -ГЬаррильо. И хотя ответ гласил: «Л>аррильо не пошевелит пальцем, пока не станете королем. Затем не должно будет пройти много времени для осуществления Вашего обещания легализовать партию», Хуан Карлос, по его собственному признанию, «свободно вздохнул за долгое время». Контакты с социалистами оказалось установить еще труднее: новое руководство партии, во главе с Фелипе Гонзалесом избранное в октябре 1974 г., заняло негативную позицию по отношению к восстановлению монархии. Тем не менее, Хуан Карлос не избегал личных контактов с социалистами и даже будучи одновременно исполнявшим, обязанности главы государства, пошел навстречу пожеланию Вилли Грандта, дав указание вернуть паспорт Фелипе Гонзалесу, дабы он мог присутствовать на конгрессе немецких социалистов.
Другие статьи:
Социальная структура и власть в ведическом государстве
Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимал ...
Борьба с терроризмом в Саудовской Аравии
После террористических актов, произошедших в Саудовской Аравии в 2003 г., власти этого государства Персидского залива активизировали свои усилия по борьбе с терроризмом. Однако очевидно, что без всестороннего анализа причинно-следственных ...
Политическая культура
как отражение политико-коммуникативной реальности. Понятие политической культуры
Политическая культура представляет собой комплекс исторически сложившихся устойчивых отношений в обществе, которые воплощают в себе опыт предыдущих поколений, установок, политических убеждений, моделей поведения в рамках политического про ...