1. Распределительные. Сюда можно отнести, организация и оплата труда, здравоохранение, образование, социальное обеспечение. Например, в Конституции Российской Федерации записано: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» [10, п. 3 ст. 37].
2. Регулятивные – это общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством. Например, в соответствии со ст. 28 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» [11].
3. Коммуникативные – это право на информацию, реализация политических прав и свобод. К примеру, в Конституции Республики Беларусь закреплено, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды [11, ст. 34].
Кроме требований, есть и другой тип входов – поддержка. Поддержка бывает двух видов:
1. Эмоциональная или безусловная, диффузная – это доверие власти как результат длительной социализации. Эмоциональная поддержка проявляется в форме преданности политическим ценностям, институтам и символам государства. Эмоциональная поддержка прочна и стабильна. В ст. 19 Конституции Республики Беларусь закреплено, что символами Республики Беларусь как суверенного государства является ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн [11].
2. Инструментальная или условная, специфическая, складывается под воздействием результативности и эффективности деятельности властных органов. Реализуется по принципу: «я делаю что-то для страны, если она что-то делает для меня» [1, с. 33]. Этот вид поддержки менее прочен.
Система политики дает ответ на получаемые ею требования и поддержку. Результатом политической системы выступает решение и действия. Политические решения – это законы, постановления правительства, решения судов. Политические действия – это система мер по проведению конкретного вида политики (экономической, социальной, культурной), выполнение решений. Правительство обеспечивает выработку и осуществление политического курса через специализированные органы. Например, парламент, местные органы, административно-бюрократический аппарат. С помощью специализированных органов решения и действия направляются адресатам – гражданам и социальным группам, что вызывает действия адресатов. Возникает «петля обратной связи». Решения политической системы общества является источником новых требований и поддержки.
В структуре политической системы общества выделяются пять основных подсистем или элементов: институциональную, регулятивную, функциональную, коммуникативную, идеологическую (политико-культурную) [1, с. 31].
Основной элемент политической системы общества – институциональная подсистема как совокупность институтов. Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические объединения, общественно-политические организации и движения, общественные организации. Основным институтом политической системы общества является государство.
Нормативная подсистема включает в себя совокупность норм, регулирующих политические отношения. Сюда входят правовые (Конституция и нормативные акты) и нормы, которые регулируют политическую жизнь общества. Также в нормативную подсистему относятся традиции, обычаи, влияющие на регулирование политических отношений и нормы морали. Нормы закреплены в конституциях и правовых актах в виде законов, передаются из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов.
Политико-культурная или политико-идеологическая подсистема включает систему знаний, ценностей, убеждений, стандартов политического поведения, а также менталитет. Это сфера политического сознания, состоящая из политических идей, идеалов, ценностей, политической теории, идеологической и эмоционально-психологической оценки обществом политической жизни. В политическом сознании выделяют политическую идеологию и политическую психологию. В данную подсистему часто включают политическую культуру.
Другие статьи:
Режимы протекания политического
процесса
С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются базовые и периферийные политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания. Первый — это режим функционирования, не ...
Гильермо Давид Эндара Галимани
Родился в панамской столице 12 мая 1936 года. Он известен тем, что после свержения американцами режима Мануэля Норьеги в декабре 1989 года, был приведён к президентской присяге на территории военной базы США в зоне Панамского канала, т.е. ...
Дефиниция ключевых понятий.
«Определяйте значение слов, и вы избавите мир
от половины его заблуждений…»
(Рубанов В.А.)
Во избежание возможных расхождений в понимании ключевых для данной работы понятий, необходимо провести их дефиницию, уточнить значение используе ...