Если мы посмотрим на сегодняшние проблемы с исторической точки зрения, то понять, что является экстремизмом, а что нет, будет еще сложнее. Например, придерживаясь современных критериев, в экстремисты вполне по формальным признакам можно записать деятелей Реформации. Томас Мюнцер, Иоганн Лейденский, Савонарола и даже Ж.Кальвин, безусловно, были экстремистами в своей деятельности. Марк Смирнов, ответственный редактор "НГ-религии" на одной из дискуссии о религиозном экстремизме приводил мнение известного американского исследователя Джеймса Вуда, который утверждает, что заверения религиозных лидеров о том, что все религии несут добро и мир, на самом деле ошибочны. Ни одна религиозная организация никогда не была терпимой по отношению к другим. Религия, как считает Вуд, всегда способствовала разделению, а не единству. И первопричина разделения состояла в различном понимании того, что есть истина. На наш взгляд, здесь есть доля правды. Религиозный экстремизм был всегда. Мало того, в прошлом его было намного больше, чем теперь. Религиозный экстремизм – наследие прошлого, пережиток традиционного общества.
Что ни говори, но мы живем сегодня в секуляризованном мире. Религии медленно, но верно умирают. Это почувствовал еще Ф. Ницше в середине XIX века, произнесший знаменитое «Бог умер». Это не значит, что верующих людей становится меньше. Просто верить человек стал по-другому. Человек всегда во что-то верит – в Бога, в себя, в науку, в партию, в светлое будущее и т.д. Так устроена психика. Но характер веры меняется. В эпоху релятивизма ценности перестают быть абсолютными, Бог единым, а догматы незыблемыми. Общество меняется в убыстряющемся темпе, и религии – традиционные и консервативные по своей сути, вынуждены приспосабливаться к этим изменениям. На наших глазах происходят вещи еще недавно немыслимые: иудеи, христиане и мусульмане садятся за стол переговоров, Папа Римский просит прощения за злодеяния инквизиции.
В эпоху господствующего капитализма все традиционные ценности отходят на второй план. Относится к ним стали проще. Для многих религиозные святыни – лишь объект манипуляции и воздействия на массовое сознание. Цель же проста – заработать побольше денег, прославиться. Появляется книга «Святая кровь и Святой Грааль». Потом эти паранаучные спекуляции проникают в массовую культуру. И вот уже выходит бестселлер, а потом и блокбастер - «Код да Винчи». Что мы видим? Само понятие религиозного кощунства отходит в прошлое, просто потому, что для секуляризованного сознания нет ничего святого. Но не все принимают эти изменения, не все верующие способны их понять и принять. Для очень многих это страшный психологический стресс, настоящий культурный шок. Именно это неприятие, стресс и порождают экстремистское поведение. Религиозный экстремизм - болезненная реакция на эти необратимые изменения, стремление повернуть время вспять. Речь здесь идет в первую очередь об исламском религиозном экстремизме.
Любой историк хорошо понимает, что истоки всех современных проблем коренятся в прошлом. Религиозный экстремизм – не преходящая сиюминутная проблема, возникшая внезапно только сейчас, на рубеже второго тысячелетия. Это не то явление, которое можно победить, немного подправив законодательство или повысив бдительность населения и органов госбезопасности. Все гораздо глубже, сложнее и страшнее. Если вдуматься, всю историю человечества можно представить как историю религиозных войн. Вспомним, какую роль играла религия в прошлом, когда человек ничего не делал без Божьего соизволения. Можно утверждать, что, например, в ветхозаветной истории религиозная составляющая войн была ведущей. Но войны наделялись священным смыслом не только в эпоху язычества и Средневековья. Вторая мировая война – не исключение. 22 июня 1941 года Митрополит Московский и Коломенский Сергий, тогдашний Первоиерарх Русской Православной Церкви, написал и разослал по всем приходам обращение «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Он преподал свое архипастырское благословение «всем православным на защиту священных границ нашей Родины», настойчиво напоминая о долге следовать примеру святых вождей русского народа – Александра Невского и Дмитрия Донского. История России была, по мнению Владыки Сергия, постоянным противостоянием православного русского государства и иноверных захватчиков. «Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и цельностью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству… Господь нам дарует победу!»
Другие статьи:
Основные принципы демократии
1.
Признание народа источником власти, сувереном в государстве.
Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может перио ...
Партиципаторная демократия
Под влиянием усилившейся критики репрезентативной демократии, ее действительной удаленности от идеала народовластия как свободного и равного активного участия граждан в политике в 60—70-х гг. XX в. получили широкое распространение и реаль ...
Социальные и институциональные механизмы рекрутирования правящей элиты.
Теневые структуры власти и особенности их функционирования
Основные каналы рекрутирования пол элиты:
1) институт полит выборов
2) полит партии - выращивание полит лидеров
3) через познание
4) армия
5) СМИ
6) церковь – хоть и отсоединена от власти, но имеет влияние на внешн полит процессы ...